Деррида Жак
ДЕРРИДА (Derrida) Жак (15.7.1930, Эль-Биар, Алжир - 8.10.2004, Париж), французский философ. Учился в Высшей нормальной школе (с 1952). Преподавал в Сорбонне (1960-64), Высшей нормальной школе (1964-84), Высшей школе социальных исследований (с 1984). Один из инициаторов создания в 1983 году Международного философского коллежа в Париже и его первый директор.
Философские позиции Деррида были чётко заявлены уже в трёх работах, опубликованных в 1967: «Голос и феномен» («La voix et la phénomène», русский перевод - 1999), «Письмо и различие» («L’écriture et différence», русский перевод 2000), «О грамматологии» («De la grammatologie», русский перевод - 2000, вступительная статья Н. С. Автономовой). В них содержалась критика европейской «логоцентрической» метафизики, основанной на понимании бытия как «присутствия» (présence), наличия, данности (понятий, чувственных впечатлений, опыта и т.д.), и обосновывалось преодоление метафизики с помощью метода «деконструкции» - разборки-сборки письменных текстов философской и литературной традиции как риторико-метафорических, принципиально не тождественных себе, содержащих «следы» перекличек с другими текстами, не сводимых к какому-либо синтезу. Деконструкция раскрывает тонкие оттенки смысла, модальностей высказываний, множество разноплановых парадоксов в текстах. Письмо, в котором логоцентрическая философия видела нечто вторичное (по сравнению с речью, «духом», живым словом), - одно из центральных понятий «грамматологии» Деррида, во многом обусловленное практикой современного литературного авангарда: письмо не подчиняется принципу бытия как присутствия, но воплощает сам принцип различия, «рассеивания», несамодостаточности. Предшествующее речи «прото-письмо» (archi-écriture) означает у Деррида саму возможность членораздельной артикуляции - мысли, языка, опыта.
Реклама
Стремление «ограничить» метафизику не означало для Деррида «конца философии». В последние десятилетия в его работах нарастал интерес к парадоксам социальной мысли и социальных институтов (например, как возможна справедливость, если право опирается лишь на силу закона?), к парадоксальной структуре таких человеческих отношений, как дружба, гостеприимство, свидетельство, дар и др., лежащих в основе формирования людских сообществ.
Лекции, которые начиная с 1966 года Деррида читал в различных университетах США, оказали большое влияние на американское литературоведение, определив одно из его основных направлений - деконструктивизм.
Соч.: La dissémination. Р., 1972; Marges, de la philosophie. Р., 1972; L’archéologie du frivole. Р., 1973; Glas. Р., 1974; La vérité en peinture. Р., 1978; Psyché: invention de l’autre. Р., 1987; De l’ésprit. Heidegger et la question. Р., 1987; Le problème de la genèse dans la philosophie de Husserl. Р., 1990; Du droit à la philosophie. Р., 1990; Politiques de l’amitié. Р., 1994; Le monolinguisme de l’autre. Р., 1996; Apories, mourir - s’entendre aux «limites de la vérité». Р., 1996; Начало геометрии. М., 1996; Позиции. М., 1996; De l’hospitalité. Р., 1997; Эссе об имени. М.; СПб., 1998; Donner la mort. Р., 1999; О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999; L’Université sans condition. Р., 2001; Вокруг Вавилонских башен. СПб., 2002; Золы угасшей прах. СПб., 2002; Ухобиографии. СПб., 2002; Шибболет. СПб., 2002; Chaques fois unique, la fin du monde. Р., 2003; Voyous: deux essais sur la raison. Р., 2003; L’animal que donc je suis. Р., 2006. Лит.: Les fins de l’homme: autour du travail de J. Derrida. Р., 1981; Kofman S. Lectures de Derrida. Р., 1984; Norris С. Derrida. L., 1987; Deconstruction and philosophy / Ed. by J. Sallis. Chi.; L., 1987; Le passage des frontières: autour du travail de J. Derrida. Р., 1994; Соколов Б. Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., 1996; L’animal autobiographique: autour de J. Derrida. Р., 1999; La démocratie à venir: autour de J. Derrida. Р., 2004; Under-standing Derrida / Ed. by J. Reynolds, J. Roffe. L.; N. Y., 2004 (bibl.).
Н. С. Автономова.