Детектив
ДЕТЕКТИВ (от английского detective - сыщик, от латинского detego - открывать, расследовать), разновидность приключенческого жанра прозы и кинематографа. Термин «детектив» появился в начале 20 века; ранее использовались термины «судебный роман», «криминальный роман» и др. В основе детектива - история расследования и раскрытия преступления. В ходе повествования обычно выдвигаются несколько версий случившегося, которые могут исходить как из нескольких инстанций (противопоставление официальных расследования и разысканий частного детектива; версий, принадлежащих различным героям повествования), так и из одной (версии последовательно разрабатываются одним сыщиком). Развязка содержит эффект неожиданности: истинной оказывается либо некая новая версия, либо наименее вероятная из рассматриваемых.
В литературе становление детектива (представленного формами рассказа, повести, романа, реже - драмы) было связано с бурным развитием криминалистики и происходило под непосредственным влиянием литературно обработанных отчётов о реальных уголовных делах («Знаменитые и интересные уголовные дела» французского юриста Ф. де Питаваля, т. 1-20, 1734-43; «Новый Питаваль» немецких авторов Э. Хитцига и В. Алексиса, т. 1- 60, 1842-90; «Мемуары» французского сыщика Ф. Э. Видока, т. 1-4, 1828-29, и др.). Первые образцы детектива относятся к прозе романтизма: новеллы «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842-43) и «Похищенное письмо» (1844) Э. По. В них формируется одна из основных особенностей жанра - серийность, т. е. циклизация произведений, объединённых фигурой сыщика, нередко наделённого эксцентрическими чертами (Шерлок Холмс у А. К. Дойла, Арсен Люпен у М. Леблана, священник отец Браун у Г. Честертона, Эркюль Пуаро и мисс Марпл у А. Кристи, комиссар Мегрэ у Ж. Сименона, Нат Пинкертон в цикле анонимных американских новелл, и др.). Серийность и такие повествовательные особенности, как остросюжетность, возможность самоидентификации читателя и сыщика, взаимодействие готической, фантастической, мелодраматической и других жанровых составляющих, стилистическая доступность и наличие сленговых включений и пр., сделали детектив одним из основных жанров массовой литературы. В то же время элементы детектива присутствуют в романах В. Гюго, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского и других крупных писателей 2-й половины 19 века.
Реклама
Наибольшее развитие жанр детектива во 2-й половине 19-20 века получил во Франции (Э. Габорио, М. Леблан, Г. Леру, Ж. Сименон; писавшие вместе П. Буало и Т. Нарсежак), Англии (У. Коллинз, А. К. Дойл, Г. Честертон, А. Кристи, Р. Фримен), США (Д. Х. Чейз, Р. Чандлер, Э. С. Гарднер, Р. Стаут). В России детектив появляется в 1870-е годы: романы «Рассказы следователя» (1872), «Нераскрытое преступление» (1878) А. А. Шкляревского. В советское время в жанре детектива работали М. Шагинян, А. Г. Адамов, Л. С. Овалов, братья А. А. и Г. А. Вайнеры, Ю. С. Семёнов; среди авторов 1990-2000-х годов - Б. Акунин, Д. А. Донцова. Авторами детективов нередко становились профессиональные сыщики: Р. Борниш, А. Б. Маринина и др.
Сюжетная схема детектива допускает разнообразные модификации и проекции в различные жизненные сферы, что порождает многочисленные разновидности жанра: шпионский (Дж. Ле Карре, Я. Флеминг), политический (Дж. Карр в Англии, М. Шёвалль и П. Валё в Швеции, Л. Шаша в Италии), гангстерский (Д. Хамметт в США), иронический (И. Хмелевская в Польше), культурологический (У. Эко в Италии) и др. Синтез детектива и философской прозы представляют романы Ф. Дюрренматта о детективе Барлахе. В литературе 2-й половины 20 века шаблоны традиционных детективов нередко подвергаются пародированию («Разносчик» П. Хандке, 1967, и др.).
В кинематографе детектив зачастую представляет собой экранизацию литературного произведения, однако отличается большим динамизмом, акцентом на действии, а не на размышлении и анализе.
Одним из первых детективов в кино считается фильм «История одного преступления» Ф. Зекка (1901). В 1910-х годах широкое распространение получили сериалы из жизни преступников и сыщиков: «Фантомас» (1913-14), «Жюдекс» и «Новая миссия Жюдекса» (1916-17) Л. Фёйада, «Сонька - золотая ручка» А. О. Дранкова и Ю. Юрьевского (1914-15). С начала 1930-х годов появились гангстерские фильмы: «Маленький Цезарь» (1930, режиссёр М. Ле Рой), «Лицо со шрамом» (1932, режиссёр Х. Хоукс, 1983, режиссёр Б. Де Пальма), «Нельсон - детское личико» (1957, режиссёр Д. Зигель), «Бонни и Клайд» (1967, режиссёр А. Пенн), «Диллинджер» (1972, режиссёр Дж. Милиус), трилогия о «Крёстном отце» Ф. Ф. Копполы (1972-1990). Усиление организованной преступности вызвало появление так называемых полицейских фильмов: «Джи-мены» (1935, режиссёр У. Кейли), «Грязный Гарри» (1972, режиссёр Д. Зигель), «Серпико» (1973, режиссёр С. Люмет), трилогия «Крепкий орешек» (1988-95, режиссёры Дж. Мактирнан, Р. Харли). В российском кино полицейским фильмам соответствовали фильмы о милиции: «Дело № 306» (1956, режиссёр А. М. Рыбаков), «Место встречи изменить нельзя» (1979, режиссёр С. С. Говорухин), «Инспектор ГАИ» (1983, режиссёр Э.М. Уразбаев) и др. С начала 1940-х годов популярность завоевали «чёрные фильмы», в которых раскрывалась изнанка внешне благопристойного общества: «Мальтийский сокол» (1941, режиссёр Дж. Хьюстон), «Вечный сон» (1946, режиссёр Х. Хоукс), «Тем тяжелее будет падение» (1956, режиссёр М. Робсон) и др. В ряду «шпионских» детективов выделяется серия фильмов об агенте Джеймсе Бонде (с 1962); в отечественном кино - детективы о разведчиках: «Подвиг разведчика» (1947, режиссёр Б. В. Барнет), «Мёртвый сезон» (1968, режиссёр С. Я. Кулиш), «Семнадцать мгновений весны» (1973, режиссёр Т. М. Лиознова) и др.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». Режиссёр С. С. Говорухин. 1979.
Особенную популярность в истории кино приобрели комедии и пародии на детективные жанры: «Полицейские» (1922, режиссёр Б. Китон), «Некоторые любят погорячее» (в отечественном прокате - «В джазе только девушки», 1959, режиссёр Б. Уайлдер), «Лекарство от любви» (1966, режиссёр Я. Баторы) и др. В этом ряду на особом месте стоят работы А. Хичкока - мастера детектива с напряжённым сюжетом (так называемый саспенс), изысканно дозировавшего элементы комического и ужасного: «39 ступенек» (1935), «Головокружение» (1958), «К северу через северо-запад» (1959), «Психо» (1960) и др.
Политизация западного кино в 1960-70-х годах вызвала к жизни серию политических детективов: «Дзета» (1969, режиссёр К. Коста-Гаврас), «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (1969, режиссёр Э. Петри), «Сиятельные трупы» (1976, режиссёр Ф. Рози), телесериал «Спрут» (1984-1999, режиссёры Д. Дамиани, Ф. Ванчини, Л. Перелли, Дж. Баттиато). На рубеже 20-21 века центральной темой как гангстерских, так и полицейских фильмов стали коррупция и глобальное беззаконие: «Однажды в Америке» (1984) С. Леоне, «Хорошие ребята» (1990) и «Отступники» (2006; премия «Оскар») М. Скорсезе, «Секреты Лос-Анджелеса» (1997) К. Хансона, «Чёрная орхидея» (2006) Б. Де Пальмы.
Кадр из фильма «Крепкий орешек». Режиссёр Дж. Мактирнан. 1988.
Лит.: Колодяжная В. С. Советский приключенческий фильм. М., 1965; Haycraft Н. Murder for pleasure; the life and times of the detective story. N. Y., 1968; Everson W. К. The detective in film. Secaucus, 1972; Маркулан Я. К. Зарубежный кинодетектив. Л., 1975; The art of the mystery story: а collection of critical essays. N. Y., 1976; Clärens С. Crime movies: from Griffith to the Godfather and beyond. L., 1980; Кестхейи Т. Анатомия детектива. Будапешт, 1989; Как сделать детектив: [Сб.]. М., 1990; Barzun J., Taylor W. Н. А catalogue of crime. N. Y., 1992; Dubois J. Le roman policier ou la modernité. Р., 1992; Lits М. Le roman policier. 2 éd. Liège, 1999; Tulard J. Dictionnaire du roman policier. Р., 2005.
М. А. Раевская(литература); К. Э. Разлогов (кино).