Дезидерио да Сеттиньяно

Дезидерио да СеттиньяноДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (Desiderio da Settignano; собственно Дезидерио ди Бартоломео ди Франческо; di Bartolomeo di Francesco) (между 1428 и 1432, Сеттиньяно, близ Флоренции - похоронен 16.1.1464, Флоренция), итальянский скульптор. Учился в семейной мастерской, его отец и братья были резчиками мрамора; в дальнейшем, вероятно, работал в мастерской Б. Росселлино (участвовал в создании надгробия Б. Вилланы, 1451, церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция), позднее принимал участие в работе над фризом с херувимами в Капелле Пацци под руководством Донателло, чьё влияние было решающим для становления мастера. В середине 15 века Дезидерио да Сеттиньяно - один из ведущих флорентийских скульпторов. Его главные произведения - монументальные надгробие К. Марсуппини (между 1453 и 1464, церковь Санта-Кроче, Флоренция) и табернакль Святых Даров (1461-62, церковь Сан-Лоренцо, Флоренция) - отличаются усложнённостью традиционных композиционных схем и естественностью в передаче причудливых органических форм и в имитации различных фактур. Дезидерио да Сеттиньяно также принадлежит множество камерных работ, как правило, не датированных: барельефы «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Панчиатики», Национальный музей Барджелло, Флоренция), женские («Портрет девушки», Национальный музей Барджелло, Флоренция) и детские («Смеющийся мальчик», Художественно-исторический музей, Вена) портретные бюсты (последние иногда наделялись иконографическими чертами Христа или Иоанна Крестителя); небольшие статуи (Мария-Магдалина, церковь Санта-Тринита, Флоренция) и рельефы («Святой Иероним в пустыне», Национальная галерея искусства, Вашингтон). В портретах Дезидерио да Сеттиньяно, типологически восходящих к древнеримскому портретному бюсту, одухотворённость готической пластики объединяется с архитектонической ясностью формы и тончайшей графической разработкой поверхности. Сложная игра светотени, возникающая благодаря мягкой многоплановой трактовке камня, и виртуозное использование возможностей сплющенного рельефа придают его рельефам живописные качества. Дезидерио да Сеттиньяно возглавлял мастерскую, в которой работали его братья и скульптор Б. да Майано. Его влияние ощущается в скульптурных произведениях А. дель Верроккьо.

Реклама

Лит.: Planiscig L. Desiderio da Settignano. W., 1942; Cardellini I. Desiderio da Settignano. Mil., 1962; Strom D. Desiderio and the Madonna Relief in Quattrocento Florence // Pantheon. 1982. Vol. 40. Pt. 2; Weeks Ch. The restoration of Desiderio da Settignano’s tomb of Carlo Marsuppini in Santa Croce, Florence // The Burlington Magazine. 1999. Vol. 141. №1161; Desiderio da Settignano. Sculpteur de la Renaissance Florentine. (Cat.) / Ed. М. Bormand, В. Paolozzi-Strozzi, N. Penny. Р., 2006.

О. А. Назарова.