Диатоника

ДИАТОНИКА (греческий διάτονον γένος - диатонический род; от δια... - через и τόνος - натяжение, целый тон; διατονικός - растянутый, то есть переходящий от тона к тону), семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам. Служит основой диатонического звукоряда (диатонической гаммы) - восходящего или нисходящего последования звуков диатоники со специфическим чередованием идущих подряд 2-3 целых тонов и полутона (в отличие от хроматической гаммы из одних полутонов, целотонной гаммы, звукорядов симметричных ладов). В европейской музыкальной  традиции диатоническая гамма воспринимается как максимально простое и ровное движение (вопреки неравенству секунд по величине), наиболее естественная основа кантилены, мелодии.

Интервалы диатоники получаются в пределах восходящей или нисходящей цепи из 6 квинт (кварт):

Диатоника

Реклама

Количество интервалов какого-либо вида в диатонике равно разности между числом звуков системы (7) и числом квинтовых (квартовых) шагов, образующих данный интервал:

Диатоника

Диатоничны и все аккорды, включающие только интервалы диатоники. Эти интервалы диатоничны и тогда, когда они образуются хроматическими ступенями (например, des-f в С-dur; смотри Хроматизм в музыке); то же касается и аккордов. По Г. Л. Катуару, различаются интервалы и аккорды собственно диатонические (например, с-е-g-h в С-dur) и диатонические по существу, но хроматические по положению (например, с-е-g-h в Н-dur).

Диатоника  (диатон) - один из родов древнегреческого мелоса (наряду с хромой и энармонией; смотри Роды интервальных систем). К диатонике относятся звукоряды церковных ладов, ладов народной музыки (смотри Натуральные лады). Близки к диатонике лады, в основе которых лежит диатонический звукоряд, но которые имеют и хроматические интервалы (гармонический минор и мажор и др.). Условно к диатонике относят миксодиатонический (т. е. смешанно-диатонический) род - расширение диатоники до 8 ступеней [западноевропейский церковный звукоряд, включающий звуки си-бекар (b durum, буквально - твёрдое b) и си-бемоль (b molle, буквально - мягкое b), которые никогда не соседствуют друг с другом и не образуют хроматических интервалов; древнерусский обиходный звукоряд].

Структура древней (античной, средневековой) диатоники была строго квинтовой (в связи с пифагоровым строем). По мере развития аккордово-гармонической системы диатоника структурно реорганизовалась, стала квинто-терцовой (на схеме - соответствует квинте, // - терции):

Диатоника

Квинто-терцовая диатоника лежит в основе классической функциональной мажорно-минорной тональности. В связи с незамкнутостью ряда 6 квинт и, соответственно, возможностью многократной транспозиции возникает огромное модуляционное пространство - база крупных классических форм (смотри Модуляция). В 19-20 веках получила распространение диатоника народного склада (у Ф. Шопена, Э. Грига, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина), в том числе диссонантная диатоника.

Диатоника

Лит.: Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. М., 1924-1925. Ч. 1-2; Vincent J. The diatonic modes in modern music. Berk.; Los Ang., 1951; Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969; Котляревський I. Діатонік i хроматіка як кaтeгopiї музичного мислення. Kиїв, 1971. Смотри также литературу при статьях Гармония, Звуковая система.

Ю. Н. Холопов.