Dies Irae

DIES IRAE (латинский «день гнева»), одноголосный распев римско-католического обихода (смотри Григорианский хорал). Название - по начальным словам текста: «Dies irae, dies illa / Solvet saeclum in favilla / Teste David cum Sybilla» («День Господней гневной силы / Выжжет всё, что есть, что было, / Рекл Давид, рекла Сивилла», эквиритмический перевод М. Л. Гаспарова). Одна из 5 секвенций, допущенных в богослужение Тридентским собором (1545-63). Вошла в состав заупокойной мессы (с 14 века в Италии, с 15 века во Франции). 17 3-строчных строф, одна 4-строчная и одна 2-строчная (рифмованы все, кроме последней) написаны 4-стопным хореем. Главные темы - неотвратимость и справедливость Божьего воздаяния в день Страшного суда, мольба грешника о спасении. Предполагаемый автор текста, Фома Челанский (умер около 1250), вероятно, был вдохновлён стихами пророка Софонии (Соф. 1:14-18; начало 1:15 точно совпадает с первой строкой Dies irae, заимствован также образ трубы, возвещающей начало Страшного суда, и т.д.). Автор распева неизвестен. Мелодия, приписанная солемским каноном («Римский градуал») к первому тону, в действительности обладает всеми признаками ладовой переменности (амбитус охватывает ундециму, хорошо узнаваемы мелодические формулы первого и второго тонов). В кульминационный момент (на словах «Lacrimosa dies illa» - «Печален тот день») единственный раз вводится b-круглое (си-бемоль - миксодиатоническая ступень; смотри в статье Диатоника), создающее интонационный контраст господствующей в распеве строгой диатонике.

Реклама

Dies Irae

Текст (без мелодии) используется в многоголосных заупокойных мессах от эпохи Возрождения (впервые в Реквиеме А. Брюмеля) до наших дней (смотри в статье Реквием). Мелодия (без текста) впервые встречается в церковной многоголосной музыке 15 века («Плач на смерть Беншуа» Й. Окегема, 1460). В 19 веке мелодия Dies irae широко использовалась композиторами-романтиками как символ смерти: в V части Фантастической симфонии Г. Берлиоза она звучит на фоне шабаша ведьм, в «Пляске смерти» Ф. Листа и «Пляске смерти» К. Сен-Санса представлена в гротескном виде, в симфонии «Манфред» П. И. Чайковского символизирует «роковую судьбу». В 20 веке мелодия Dies irae часто использовалась для создания драматического эффекта (финал 6-й симфонии Н. Я. Мясковского, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова) или исторического колорита (сюита «Из Средних веков» А. К. Глазунова), в музыке для театра и кино. Слова «Dies irae» (без использования текста и/или мелодии) иногда применяются в качестве названия сочинения («Композиция II. Dies irae» Г. И. Уствольской, 1973).

Изд.: текста: Лебедев С. Н., Поспелова Р. Л. Musica Latina. СПб., 1999; музыки: Graduale Romanum. Parisiis е. а., 1957.

Лит.: Vellekoop К. Dies irae dies ilia: Studien zur Frühgeschichte einer Sequenz. Bilthoven, 1978.

С. Н. Лебедев.