Дикс Отто
ДИКС (Dix) Отто (Вильгельм Генрих Отто) (2.12.1891, Унтермхаус, Тюрингия - 25.7.1969, Зинген, земля Баден-Вюртемберг), немецкий живописец и график. Учился в Школе прикладного искусства в Дрездене (1910-14) у Р. Гура и др. В 1914-1918 годах участвовал в военных действиях, что оставило глубокий след в его творчестве. Продолжил образование в Академии Художеств Дрездена и Дюссельдорфа (1919-1922); испытал влияние Ф. Ходлера и Э. Мунка. На основе многочисленных зарисовок, сделанных во время войны, возникли серия ксилографий «Крик» (1919) и серия из 50 офортов «Война» (1923-24), где заметны реминисценции искусства Ф. Х. де Гойи. В живописи Дикса фронтовые впечатления перерастают в картину всеобщей катастрофы, переданную приёмами экспрессионизма и футуризма («Умирающий воин», 1915, галерея Клим, Мюнхен; несохранившееся большое полотно «Окоп», 1919-23).
В начале 1920-х годов входил в берлинскую группу мастеров дадаизма. В 1925 - начале 1930-х годов Дикс был (наряду с Г. Гросом) виднейшим представителем «новой вещественности». Изучая искусство старых немецких мастеров (А. Дюрера, Л. Кранаха Старшего, Х. Бальдунга, М. Грюневальда), стремился к предельной конкретности и точности изображения (портреты: родителей, 1921, Художественный музей, Базель; поэта Т. Дёблера, 1927, Музей Людвига, Кёльн, и др.). Наиболее значительные произведения этого периода - триптихи «Большой город» (1927-28, Городская галерея, Штутгарт; смотри иллюстрацию в статье Германия) и «Война» (1929-32, КГ, Дрезден), картины «Семь смертных грехов» (1933, Городской музей, Карлсруэ) и «Триумф Смерти» (1934, Городская галерея, Штутгарт). Сочетание подчёркнутой «вещественности» письма с острой, почти гротескной обрисовкой отталкивающих типов и ситуаций придаёт картинам Дикса характер горьких свидетельств, беспощадно обнажающих уродства времени.
Реклама
В 1927-33 годах преподавал в дрезденской Академии Художеств (профессор), в 1931 избран членом Прусской академии. В 1933 был лишён нацистскими властями академических постов и званий, с 1936 жил в Хемменхофене (на Боденском озере); вскоре около 260 его работ были конфискованы из музеев Германии, 8 картин показаны на выставке «Дегенеративное искусство» (1937), часть - продана на аукционе в Люцерне (1939). В 1930-е годы писал пейзажи, картины на религиозные сюжеты («Святой Христофор», 1938; «Лот с дочерьми», 1939, обе - частное собрание). В 1945 призван в армию; после пребывания в плену вернулся к творчеству - продолжал работать над ранее сложившимся кругом тем в манере позднего экспрессионизма. С 1950 года преподавал в Академии Художеств в Дюссельдорфе.
Лит.: Fischer L. О. Dix: ein Malerleben in Deutschland. В., 1981; Schmidt D. О. Dix im Selbstbildnis. 2. Aufl. В., 1981; Conzelrnann О. О. Dix. Stuttg., 1983; Löffler F. О. Dix. Leben und Werk. 5. Aufl. Dresden, 1983; О. Dix. (Kat.). Мünch., 1985; Karcher Е. О. Dix. Leben und Werk. Кöln, 1988; О. Dix. (Cat.). L., 1992; Beck R. О. Dix. Zeit, Leben, Werk. Konstanz, 1993; Schmidt J.-К. О. Dix. Stuttg., 1999; Schubert D. О. Dix. 6. Aufl. Reinbek, 2005.
В. А. Крючкова.