Динглингер Иоганн Мельхиор
ДИНГЛИНГЕР (Dinglinger) Иоганн Мельхиор (26.12.1664, Биберах-ан-дер-Рис - 6.3.1731, Дрезден), немецкий ювелир, скульптор. Сын ножовщика; в 1680-83 годах обучался у своего дяди, ювелира Иоганна Георга Шоппера в Ульме; посетил Аугсбург, Нюрнберг и Вену. Работал главным образом в Дрездене (с 1698 придворный ювелир Августа II Сильного), в сотрудничестве со своими братьями - эмальером Георгом Фридрихом (1666-1720) и ювелиром Георгом Кристофом (1668-1746), сыном Иоганном Фридрихом (1702-67), со скульптором Б. Пермозером и др. Выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства немецкого барокко, Динглингер изготовлял многочисленные сервизы, настольные украшения, табакерки, мелкую пластику и т.д., мастерски сочетал разнообразные технические приёмы и материалы (драгоценные металлы и камни, слоновая кость, эмаль). Исполнял заказы европейских монархов, в том числе Петра I. В произведениях Динглингера заметен интерес к искусству Востока: группа «Двор Аурангзеба» из 165 золотых фигурок с эмалевым покрытием (1707), навеянная современным Динглингеру описаниями Индии и Восточной Азии и костюмированными дворцовыми празднествами в Дрездене, предвосхищает ориентализм. В позднем творчестве обращался к образам античности («Obeliscus Augusteus», 1722; имитация камеи в эмальерном портрете Августа II Сильного, около 1722). Большинство его произведений хранится в музее декоративного искусства «Зелёный свод» в Дрездене [в том числе золотой кофейный сервиз (1697-1701), две чаши с Геркулесом, «Алтарь Аписа» (высота около 2 м, 1731, совместно с др.)]. Творчество Динглингера оказало влияние на многих мастеров ювелирного искусства, в том числе фирмы Фаберже.
Лит.: Sponsel J. L. J. М. Dinglinger und seine Werke. 2. Aufl. Dresden, 1905; Watzdorf Е. von. J. М. Dinglinger: Der Goldschmied des deutschen Barock. В., 1962; Syndram D. Die Schatzkammer Augusts des Starken. L., 1999.