Диоген Аполлонийский

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (Διογένης ò ‘Aπολλωνιάτης) (2-я половина 5 века до нашей эры; неизвестно, из понтийской или критской Аполлонии), древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ. В 420-е годы до нашей эры жил и преподавал в Афинах - его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалерского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего, имел место судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 веке нашей эры Симпликий держал в руках трактат Диогена Аполлонийского «О природе» (ныне утрачен), выписал из него несколько ценных цитат; уже Симпликию были недоступны сочинения «Против софистов» (то есть против философов), «Метеорология» и физиолого-анатомический трактат «О природе человека». Диоген Аполлонийский возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического «разума» Анаксагора, - такова Вселенная Диогена Аполлонийского, казавшаяся Теофрасту (и некоторым современным исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра, и, тем не менее, правильнее будет говорить об органическом синтезе.

Реклама

Натурфилософия Диогена Аполлонийского - монистическая реакция на плюралистические системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистическая реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4 элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», так как иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Диоген Аполлонийский фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачественной материи (Аристотель сам сознавал, что Диоген Аполлонийский предвосхитил его теорию субстрата противоположностей). Отождествляя эту субстанцию с воздухом (который сам по себе лишён качеств), Диоген Аполлонийский впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе, чем кто-либо из досократиков, подходя к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслительная субстанция - это душа-дыхание-воздух. Воздух - не только генетический, но и управляющий принцип мира: как таковой, он «Бог», который «правит». В целом философия природы Диогена Аполлонийского ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции «пневмы» и «провидения».

Соч.: DK II. Bd 2. S. 51- 66; Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1. С. 540-551.

Лит.: Laks А. Diogène  d’Apollonie.  Р., 1983.

 А. В. Лебедев.