Диорама

Диорама ДИОРАМА (от греческого δια- – через, сквозь и ὄραμα - вид, зрелище),

1) вид живописи, в котором изображения наносятся на просвечивающую поверхность с обеих сторон.  При  изменении  направления и интенсивности двустороннего освещения достигаются разнообразные зрительные эффекты, в том числе иллюзия движения. Диораму  изобрёл в 1822 Л. Ж. Дагер. Он использовал так называемый двойной эффект, когда менялось не только освещение картины, но и её содержание (например, в диораме «Полуночная месса» пустая церковь заполнялась молящимися, зажигались свечи). Искусство диорамы предвосхитило кинематограф. В Санкт-Петербурге в 1850-е годы пользовалась успехом диорама с двойным эффектом художников К. и П. Гропиусов. Возможность создавать иллюзию обширных пространств позволяла выбирать в качестве сюжетов диорамы эффектные ландшафты, архитектурные пейзажи, мифологические, библейские сцены и др. Ныне применяются в театрально-декорационном искусстве.

Реклама

Диорама 2) Дугообразно изогнутая лента-картина, всю поверхность которой занимает живопись, а горизонтальную плоскость перед ней - предметный план с бутафорскими и реальными предметами. Диорама  родственна панораме и может восприниматься как её фрагмент. Крупные диорамы расположены в специальных павильонах. В советский период в диораме изображались преимущественно батальные композиции; исполнялись мастерами школы Ф. А. Рубо, позднее - Студии военных художников имени М. Б. Грекова («Взятие Ростова» М. Б. Грекова, около  1929,  не сохранилась;  «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944» П. Т. Мальцева и др., 1959; «Штурм Перекопа» М. И. Самсонова и др., 1961; «Курская битва. Белгородское направление» Н. Я. Бута и др., 1985-87). В 1970-е годы наряду с исторической диорамой стали популярны передвижные диорамы («Панорама Москвы» Е. И. Дешалыта, 1977) и особенно интерьерные диорамы, которые широко используются в оформлении музейных экспозиций и выставок (предметный план играет в них основную, а живописное полотно - вспомогательную роль).

Лит.: Петропавловский В. П. Искусство панорам и диорам. К., 1965; Gernsheim Н., Gernsheim А. L.-J. М. Daguerre: the history of the diorama and the daguerrotype. N. Y., 1968; Altick  R. D.  The  shows of  London.  Camb., 1978.

 С. А.  Аргасцева,   Т. Г.  Малинина.