Дискурс
ДИСКУРС (от позднелатинского discursus - рассуждение, довод, беседа), связный текст в совокупности с социокультурными, психологическим и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и в механизмах сознания. Дискурс - это речь, «погружённая в жизнь». Поэтому термин «дискурс», в отличие от термина текст, не применяется к древним и другим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно.
Дискурс включает сопровождение речи мимикой, жестами, которое выполняет следующие основные функции, диктуемые структурой дискурса: ритмическую, референтную (т. е. связывающую слова с предметной областью приложения языка), семантическую (например, мимика и жесты, сопутствующие некоторым значениям), эмоционально-оценочную, функцию воздействия на собеседника (например, жесты побуждения, убеждения). Дискурс изучается совместно с соответствующими «формами жизни» (сравни репортаж, интервью, экзаменационный диалог, инструктаж, светская беседа, признание и пр.).
Реклама
Развитие теории дискурса началось в 1960-1970-х годах в связи со стремлением вывести синтаксис за пределы предложения, с разработкой теории речевых актов, подходом к речи как к социальному действию, интересом к речевому употреблению и субъективному аспекту речи, общей тенденцией к интеграции гуманитарных исследований. Терминологическое значение слову «дискурс» одним из первых придал Э. Бенвенист.
Анализ дискурса - междисциплинарная область знания, в которой наряду с лингвистами участвуют социологи, психологи, специалисты по искусственному интеллекту, этнографы, литературоведы семиотического направления, стилисты и философы.
В социологии дискурс интерпретируется как социально обусловленный способ общения людей и понимания ими социальной действительности. М. Фуко в учении об «археологии» и «генеалогии» знания и власти разработал наиболее широкое представление о дискурсе как некоей общей системе правил производства знания, объясняющей типичные для данного общества и эпохи практики вербального и невербального коммуникативного взаимодействия. «Археология» занимается эмпирическим анализом разнообразных исторических дискурсов, «генеалогия» - их критическим анализом во взаимосвязи с проблемой соотношения в них власти и научного знания. Немецкие авторы вслед за Ю. Хабермасом тяготеют к пониманию дискурса как одной из форм коммуникации, как демократической публичной процедуры достижения рационального согласия на признание общезначимости определённых суждений и форм социального поведения. Хабермас в толковании дискурса подчёркивает роль культурных метанорм рациональной аргументации и демократического ведения публичных дискуссий потому, что считает этот тип рационального соглашения единственно возможной в современную эпоху формой нравственного согласия между свободными и равными индивидами.
Лит.: Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974; Греймас А. Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. М., 1983; Дейк Т. А. ван. Язык, познание, коммуникация. М., 1989; Apel К.-О. Diskurs und Verantwortung: das Problem des Übergangs zur postkonventionellen Moral. 2. Aufl. Fr./М., 1992; Habermas J. Erlӓuterungen zur Diskursethik. 2. Aufl. Fr./М., 1992; Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994; Йоргенсен М. В., Филипс Л. Дж. Дискурс-анализ: Теория и метод. Хар., 2004.
Н. Д. Арутюнова (языкознание).