Дистанционное обучение

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, процесс целенаправленного и методически организованного обучения с применением преимущественно средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), при котором преподаватель и обучаемые разделены во времени и пространстве. Приобретённая учащимся квалификация подтверждается соответствующим документом об образовании. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к его очной форме. При дистанционном обучении предусмотрены все виды учебной деятельности: консультации, семинары, лекции, лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты (работы) и т. д. Используются специально разработанное учебно-методическое обеспечение и информационные технологии, включающие: печатные материалы (учебники, пособия, дидактические материалы, справочники), текстовые и графические пособия, рассылаемые по компьютерным телекоммуникациям, видеокассеты, лекции, передаваемые по национальному, местному или кабельному телевидению, электронные учебники и справочники на лазерных дисках; Интернет (онлайновое обучение).

Реклама

Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными формами получения знаний. Это - возможность использовать передовые образовательные технологии, комплексное программно-методическое обеспечение, индивидуальный характер обучения, привлечение к образовательному процессу крупных учёных, не имеющих возможности вести аудиторные занятия, гибкая система консультирования, широкая доступность для всех слоёв населения, более низкая стоимость обучения по сравнению с аналогичными программами очного обучения.

Недостатки дистанционного обучения связаны: с отсутствием прямого (очного) общения преподавателя с обучающимся; с оснащённостью рабочего места ИКТ; с проблемой идентификации пользователя при проверке знаний; с отсутствием постоянного контроля над обучающимися и т.д. Дистанционное обучение - составная часть непрерывного образования.

В конце 19 века аналогом дистанционного обучения стало «корреспондентское обучение»: обучающийся мог по почте посылать свои письменные работы, получать комментарий преподавателя и новые задания, а также заочное обучение. Для многих людей это было единственной возможностью получить образование. Образовательные учреждения корреспондентского типа обучения существуют до сих пор. В России это ΕШКО, АССА, Школа И. Давыдовой и др.

Развитие дистанционного обучения за рубежом. В 1950-60-е годы с разработкой системы передачи информации на большие расстояния («глобальные компьютерные сети») получила развитие идея программированного обучения, обучения с помощью учебных пакетов, открытое образование. В 1939 в Великобритании создана система открытого дистанционного обучения; учреждён Открытый университет (около 200 тысяч студентов ежегодно). В том же году основан Национальный центр дистанционного обучения во Франции (свыше 35 тысяч студентов из 120 стран мира). Другие крупнейшие зарубежные центры дистанционного обучения (мегауниверситеты): Университет Южной Африки (1946), Анатолийский университет в Турции (1958), Университет Атабаска в Канаде (1970), Национальный университет дистанционного образования в Испании (1972; включает 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом), Открытый университет в Хагене (Германия, 1974), Открытый университет Сукхотхай Тхамматхират (1978, Таиланд), Национальный открытый университет имени И. Ганди (1985; Индия). В Японии с начала 1980-х годов функционирует «Университет в эфире». В США в 1989 создана система публичного телевещания, которая объединяет более 1 миллиона студентов из разных стран. Опыт работы Пенсильванского университета по дистанционному обучению использован ЮНЕСКО при организации виртуального университета. Университеты дистанционного обучения работают также в Австралии, Индонезии, Китае, Нидерландах, Канаде, Японии и других странах. В странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образования населения наиболее низкий и техническая оснащённость образовательного процесса недостаточна, развитие дистанционного обучения заметно отстаёт.

Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам обучения прослеживается в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям: до 1970-х годов их число не превышало 100, к 1980 выросло до 200, к 1995 - до 700, в начале 21 века - свыше 1 тысячи. По данным Евразийской ассоциации дистанционного образования, примерно 1/3 вузов, осуществляющих дистанционное обучение, находится в Северной Америке, 1/3 - в Европе, 14% - в Африке, 12% - в России, несколько меньше - в Азии и других регионах.

Развитие дистанционного образования в России. Система дистанционного обучения в России создаётся с начала 1990-х годов. В 1991 первые 20 студентов приступили к изучению курса Открытого университета Великобритании «эффективный менеджер». В 1992 был создан Международный центр дистанционного обучения ЛИНК (ныне Международный институт менеджмента ЛИНК; около 5,5 тысяч студентов).

В 1995 принята концепция о создании и развитии единой системы дистанционного обучения в России. Большое значение для развития дистанционного обучения имел всероссийский эксперимент по дистанционному обучению (1997-2002), в котором приняли участие свыше 10 вузов. Центры дистанционного обучения функционируют в Современной гуманитарной академии, Московском государственном университете экономики, статистики и информатики, Московском государственном университете электроники и математики, МГУ, Российском государственном гуманитарном университете и других крупных вузах Российской Федерации.

Лит.: Theoretical principles of distance education / Ed. D. Keegan. L.; N. Y., 1993; Воронина Т. П., Кашицын В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий: Методологические аспекты. М., 1995; Keegan D. The foundations of distance education. L.; N. Y., 1996; Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы. М., 1998; Дистанционное обучение / Под редакцией Е. С. Полат. М., 1998; Преподавание в сети Интернет / Отв. редактор В. И. Солдаткин. М., 2003; Панарина Н. А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях // СОЦИС. 2004. №4; Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2006.