Дистервег Фридрих

Дистервег (Diesterweg) ФридрихДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (29.10.1790, Зиген, Вестфалия - 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог, доктор философии (1820). Учился в университетах в Гейдельберге, Херборне и Тюбингене. В 1811-20 годах преподавал физику и математику в средних учебных заведениях в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде; директор учительских семинарий в Мёрсе (1820-32), Берлине (1832-47). Издавал педагогический журнал «Rheinische Blatter...» (1827-66) и «Рӓgogisches Jahrbuch» (1851-66). Дистерверг стремился к объединению немецкого учительства;  в  1831-41  создал  в  Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза. В июле 1848 вместе с депутатами левой фракции прусского Национального собрания подписал «Записку 23», авторы которой выступали против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки Церкви над школой. В 1847 отстранён от должности, в 1850 уволен прусским правительством в отставку «за опасное вольнодумство»; продолжал литературную и общественно-политическую деятельность.

Реклама

Последователь И. Песталоцци, Дистерверг разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Автор свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. В 1835 опубликован основной труд Дистерверга «Руководство к образованию немецких учителей» в двух томах [русский перевод: 1913 под названием «Руководство для немецких учителей» (сокращённое издание); 1956 (расширенное издание)].

Основными принципами воспитания Дистерверг считал природосообразность (naturgemassheit) и культуросообразность (kulturgemassheit). Под природосообразностью понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Требование культуросообразности у Дистерверга означало необходимость учитывать в воспитании исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. Дистерверг психологически обосновал впервые выраженные Я. А. Коменским правила: «от близкого к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил.

Соч.: Sӓmtliche Werke. В., 1956-2003. Bd 1-17; Избр. педагогические сочинение / Сост. В. А. Ротенберг. М., 1956.

Лит.: Siebert Н. А. Diesterweg. Seine Веdeutung fur die Entwicklung der Erziehung und Bildung in Deutschland. В., 1953; Пискунов А. И. Дидактические взгляды А. Дистервега // Советская педагогика. 1956. №1; Давыдов В. В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. №1/2; История педагогики и образования / Под редакцией А. И. Пискунова. 2-е изд. М., 2001. С. 306- 316. 

В. А. Ротенберг.