Дивертисмент (в зрелищных искусст­вах)

ДИВЕРТИСМЕНТ в зрелищных искусствах (от французского divertissement - развлечение, увеселение),

1) театрально-концертная программа, состоящая из различных номеров одного или нескольких жанров. Возник во Франции в 17 веке. Исполнялся между актами основной пьесы и не был связан с ней сюжетно. В России популярен с конца 18 века. В начале 19 века возникли парадные дивертисменты, обычно связанные с тем или иным праздником («Русский деревенский праздник», 1812; «Семик, или Гулянье в Марьиной роще», 1819; «Гезиод и Омир, соперники, или Греческие игры», 1825; «Гулянье под Новинским», 1836). Особенно частым стало исполнение дивертисментов во время и после Отечественной войны 1812 года («Торжество россиян, или Бивак под Красным», 1816, поставлен А. П. Глушковского, и др.). К концу 19 века форма дивертисмента стала универсальной как для низовой (балаганы, кафешантаны, увеселительные сады и др.), так и для светской (была распространена на сценах казённых театров) культуры, объединив разные жанры (романс, куплеты, танцы, цирковые номера, чтение стихов, басен и др.) и положив начало искусству эстрады.

Реклама

2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту из танцевальных номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). В 19 веке дивертисмент получил академическую разработку в балетах М. И. Петипа, иногда предваряя трагическую развязку спектакля или венчая благополучный исход событий. Внутри дивертисмента имелись свои кульминации (обычно - развёрнутый классический ансамбль, окружённый номерами характерных танцев). Образцы академической формы балетного дивертисмента - во втором акте «Баядерки» Л. Ф. Минкуса и «Лебединого озера» П. И. Чайковского, а также в последнем акте «Спящей красавицы» Чайковского. Формы дивертисментной сюиты сохраняются и в некоторых балетах 20-21 века.

3) В цирке дивертисмент - программа, в которой номера образуют стройную композицию (в отличие от так называемой сборной программы). Большое значение имеют расстановка номеров, их продолжительность и другие составляющие темпоритма дивертисмента. До 1940-х годов дивертисментные цирковые представления включали 3 самостоятельные отделения. Перед началом каждого оркестр исполнял увертюру, считавшуюся отдельным номером программы. На рубеже 20-21 века цирковой дивертисмент состоит из 2 отделений и отличается большей динамикой и лаконизмом.

Лит.: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. Л.; М., 1940; Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; История русского драматического театра. М., 1977.Т. 2; Дмитриев Ю. А. Цирк в России (от истоков до 2000 г.). М., 2004.

А. А. Лопатин, В. М. Красовская, В. В. Кошкин.