Дизель Рудольф Кристиан

ДИЗЕЛЬ ДИЗЕЛЬ (Diesel) Рудольф Кристиан Карл (18.3.1858, Париж - 29.9.1913), немецкий инженер, создатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизель). В 1878 году окончил Высшую политехническую школу в Мюнхене. С 1880 работал на фирме К. Линде. В патентах 1892 и 1893 Дизель выдвинул идею создания двигателя внутреннего сгорания, работающего по циклу, близкому к идеальному Карно циклу, в котором наивысшая температура достигалась сжатием чистого воздуха до 25 МПа. В первом опытном двигателе (1893) в качестве топлива Дизель использовал буроугольную пыль без водяного охлаждения стенок цилиндра (результат отрицательный). В конце 1896 оборудовал двигатель водяным охлаждением, в качестве горючего использовал жидкое топливо, которое подавалось в цилиндр и распылялось при помощи сжатого воздуха. В 1897 в Аугсбурге Дизель построил первый работоспособный четырёхтактный дизельный двигатель (высота 3 м, 172 об/мин, мощность около 15 кВт, масса 5 тонн), который отличался сравнительно высоким кпд - 0,262 (вдвое выше, чем у паровой машины), но работал на дорогостоящем керосине и имел ряд конструктивных дефектов. После некоторых усовершенствований, внесённых в 1898-99, двигатель стал работать на дешёвом топливе (нефти) и получил широкое распространение в промышленности и на транспорте (смотри Автомобильный двигатель, Дизельная электростанция, Судовой двигатель). Дизель утонул в Ла-Манше. Обстоятельства гибели остались неизвестными.

Соч.: Theorie und Konstruktion eines rationellen Wärmemotors zum Ersatz der Dampfmaschinen und der heute bekannten Verbrennungsmotoren. В., 1893; Die Entstehung des Dieselmotors. В., 1913.

Лит.: Гумилевский Л. И. Р. Дизель. М.; Л., 1938; Корнюшенко С. И. Р. Дизель // Строительная техника и технологии. 2005. №4.