Дхрупад

ДХРУПАД (санскритский dhruvapada, буквально - неизменные строки текста), вокально-инструментальная форма (жанр) северо-индийской классической музыки (традиция хиндустани). Характеризуется величественностью и монументальностью. Тексты (религиозные, панегирические и др.) - преимущественно на санскрите. Дхрупад  восходит к ведической эпохе, вобрал в себя элементы музыки и поэзии бхакти (смотри в статьях Индия, Индуизм, раздел музыка). Упоминается в трактате Абу-л-Фазла «Аини-Акбари» - «Установления Акбара» (2-я половина 16 века), развивался в творчестве музыкантов 16 века Тансена Миана и Свами Харидасы. Сохранил значение норматива в современной практике музицирования; освоение дхрупад является обязательной стадией обучения северо-индийских музыкантов. Музыкальная структура дхрупад соответствует строению поэтического текста (присутствуют разделы стхайи, антара, санчари и абхог). Особенности ладомелодической модели (рага) раскрываются в протяжённом начальном разделе (алап), распеваемом в свободном метре на отдельные слоги. Вокальная партия исполняется обычно двумя певцами, поющими по очереди, подхватывая пение друг друга. Аккомпанирующие инструменты - двухсторонний барабан пакхавадж, струнные щипковые - танпура, иногда также рудра вина (смотри в статье Вина). В 20 веке дхрупад представлен главным образом в творчестве семьи Дагар.

Е. М. Гороховик.