Дхвани

ДХВАНИ (санскритский dhvani, буквально - звук, отзвук, эхо), одно из важнейших понятий традиционной индийской (санскритской) поэтики. Впервые разработано в трактате «Свет дхвани» («Дхваньялока») Анандавардханой (9 век), который опирался на традиции индийской языковедческой и поэтологической мысли. Теоретики языка (Патанджали, Бхартрихари и др.) употребляли слово «дхвани» в значении «звук» или «фонема», Анандавардхана же придал этому термину новое концептуальное значение. Развивая идеи предшественников по теории поэзии (Бхарата, Бхамаха, Дандин, Вамана, Удбхата, Рудрата) и учитывая многовековой опыт поэтического творчества на санскрите и пракритах, он предложил считать высшей формой поэзии ту, которая воздействует на читателя и слушателя не «украшениями» (аланкарами) и другими внешними достоинствами, а своим скрытым (внутренним) смыслом - дхвани. Понятие «дхвани» было связано с понятием раса (восходящим к трактату «Натьяшастра» Бхараты, 2-4 века). Теория дхвани оказала большое влияние на последующую поэтологическую мысль в Индии (на Абхинавагупту, Маммату, Вишванатха и др.), хотя и не получила безусловного признания. Некоторые современные индийские мыслители проводят параллели между теорией дхвани и герменевтикой.

Лит.: Sharma М. М. The dhvani theory in Sanskrit poetics. Varanasi, 1968; Анандавардхана. Дхваньялока («Свет дхвани») / Пер., введение и коммент. Ю. М. Алихановой. М., 1974; Amaladass А. Philosophical implications of dhvani: experience of symbol language in Indian aesthetics. Vienna, 1984; Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987; The Dhvanyaloka of Anandavardhana with the Locana of Abhinavagupta / Translated by D. Н. Н. Ingalls, J. М. Masson, М. V. Patwardhan. With an introduction by D. Н. Н. Ingalls. Camb. (Mass.), 1990.

С. Д. Серебряный.