Длительность в музыке
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ в музыке, продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения; смотри Ритм музыкальный), так и абсолютными (измеряются в единицах времени - с, мс). Музыкальные теоретики 2-й половины 13 века ввели графические обозначения немногих относительных длительностей (лонга, бревис, семибревис; смотри Мензуральная нотация). Со временем ритмическое деление становилось всё более дробным. Относительные длительности тактовой нотации (с 17 века): бревис (равная 2 целым), целая, половинная, четвертная (четверть), восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая, стодвадцатьвосьмая. Соответствующие абсолютные длительности зависят от темпа. Не имеющее теоретического предела дробление нот, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т.д. создают бесконечное множество длительностей, соотношения которых во многих случаях не могут точно восприниматься и воспроизводиться. Для облегчения чтения нот используется так называемая группировка - объединение восьмых и более мелких длительностей в группы вязками. В записи вокальной партии вязки обычно соединяют ноты, приходящиеся на один слог. При 2 и более вязках возможно членение группы на подгруппы.
В такте, где временные соотношения подчиняются акцентным (по тяжести), обозначения длительностей превратились, по существу, в указания уровня на метрической сетке, в которой звуки соотносятся по их весомости, а длительности - одно из средств акцентуации. Это открывает широкий простор агогике в музыкальном исполнении. В музыке 20-21 века и в её нотации всё чаще используются абсолютные длительности звуков.
Лит.: Харлап М. Нотные длительности и парадокс их реального значения... // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире. М., 1997.