Дмитриев Владимир Владимирович

Дмитриев Владимир ВладимировичДМИТРИЕВ Владимир Владимирович [31.7(13.8).1900, Москва - 6.5.1948, там же], российский сценограф, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Учился в Петрограде - в  Художественной школе  Ε. Н. Званцевой (1916-1917)и в СХУМ (1918-21) у К. С. Петрова-Водкина; одновременно занимался на Курсах мастерства сценических постановок  у  В. Э. Мейерхольда  (1917-1918). В ранних постановках ощутимо влияние «Мира искусства» и традиций народного театра: «Театр чудес» М. де Сервантеса (1917, Студия на Бородинской, Петроград),  «Зори»  Э. Верхарна  (1920, 1-й театр РСФСР, Москва). Оформлял постановки петроградской труппы «Молодой балет» Дж. Баланчина (1921-24), Петроградского (Ленинградского) театра драмы имени А. С. Пушкина («Эуген Несчастный» Э. Толлера, 1923; «Пётр I» А. Н. Толстого, 1935, и др.), ГАТОБа [в том числе «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1926); «Пульчинелла» (1926) и «Байка про лису...» (1927) Н. Ф. Стравинского; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1928); «Пиковая  дама» П. И. Чайковского (1935)], МАЛЕГОТа [мировые премьеры опер «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Д. Д. Шостаковича, «Война и мир» Прокофьева (1946); также «Прыжок через тень» Э. Кшенека (1927) и др.], БДТ («Бесприданница» А. Н. Островского, 1948). В 1928-48 художник МХАТа [с 1941 - главный художник; среди постановок - «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому; «Три сестры» (1940) и «Дядя Ваня» (1947) А. П. Чехова]. Сценографии Дмитриева присущи детальная, рационально продуманная разработка сценического пространства и предметной среды; эмоциональная выразительность цвета и освещения; глубокая связь с драматургией и режиссурой.  Государственная  премия  СССР  (1946 - дважды; 1948, 1949 - посмертно).

Лит.: Костина Е. М. Дмитриев. М., 1957; Березкин В. И. В. В. Дмитриев. Л., 1981.