Дмитриевский собор

Дмитриевский соборДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР (Димитриевский собор) во Владимире, памятник древнерусской архитектуры владимиро-суздальской школы. Белокаменный крестовокупольный одноглавый 4-столпный храм [1193-97(?)] входил в комплекс княжеского двора Всеволода Юрьевича (в крещении Димитрия) Большое Гнездо. В соборе хранились «доска гробная» и сорочка святого Димитрия Солунского, привезённые в 1197 году из Фессалоник. Храм отличается  богатой  резной  декорацией, покрывающей верхние части стен и простенки между окнами барабана главы. Белокаменные рельефы изображают святых, всадников, фантастических и реальных животных, растения. В закомарах помещены фигуры царей Давида и Соломона, сюжетные сцены (в том числе «Вознесение Александра Македонского»). В целом программа декора выражает идею прославления Творца и княжеской власти. Замысел резного убранства и ряд архитектурных форм (перспективные порталы, полуколонки, аркатурно-колончатый фриз с фигурными консолями), связанные с зодчеством романского Запада, наложились на византийскую по происхождению основу, что привело к созданию вполне оригинального произведения. В начале 13 века к храму пристроили галереи с приделами у восточных углов и лестничными башнями у западных (разобраны в 1838-47). Вскоре после окончания строительства интерьер расписали византийские мастера, возможно, из Фессалоник; вопрос об участии в росписи русских иконописцев является дискуссионным. Сохранившиеся фрагменты сцены Страшного суда отличаются гармоничными пропорциями ликов и фигур, красотой колорита, заметной спиритуализацией образов, типичными для византийского искусства комниновской эпохи. Вместе с другими памятниками Владимира собор включён в список Всемирного наследия. Смотри иллюстрация в томе 5, страница 440.

Реклама

Дмитриевский собор

Лит.: Дмитриевский собор: К 800-летию создания. М., 1997; Свод памятников архитектуры и монументального искусства: Владимирская область. М., 2004. Ч. 1; Дмитриевский собор во Владимире. М., 2004.

И. Л. Бусева-Давыдова.