Добровский Йосеф

Добровский (Dobrovský) ЙосефДОБРОВСКИЙ (Dobrovský) Йосеф [17.8.1753, Дьярмат (ныне Балашшадьярмат), Венгрия - 6.1.1829, Брюнн (ныне Брно), Моравия, Австрия], чешский филолог и историк. Крупнейший представитель чешского Просвещения и начального этапа национального возрождения. Учился на философском и теологическом факультетах Пражского университета (1769-73). В 1772 году вступил в иезуитский орден, после его упразднения в 1773 стал домашним учителем детей графа Ф. А. Ностица. В 1786 рукоположен в священники. В 1787-90 проректор и ректор семинарии в Оломоуце. После упразднения семинарии Добровский жил у Ностицев, которые обеспечили ему возможность заниматься научной работой. В 1784 выступил соучредителем Чешского (с 1790 Королевского) общества наук, в 1807-11 и 1823-25 был его председателем. В 1792-93 посетил с научными целями Швецию и Россию, в Санкт-Петербурге и Москве изучал древние славянские рукописи и первопечатные книги. Побывал также в Польше, Германии и совершил ряд поездок по Австрии, Венгрии и Италии. Член научных обществ и университетов в Варшаве, Берлине, Кракове, Вене, Санкт-Петербурге и др.

Реклама

Добровский - один из основателей научного славяноведения. Как учёного его отличали рационализм, критический подход к историческим источникам, энциклопедическая образованность. В филологии Добровский применял сравнительный метод. Разработал (впервые) периодизацию истории чешской литературы и языка («Geschichte der bӧhmischen Sprache und Literatur», 1792). Как автор основополагающей грамматики чешского языка («Ausführliches Lehrgebäude der bӧhmischen Sprache... zur gründlichen Erlernung derselben für Deutsche, zur vollkommenen Kenntnis für Вӧhmen», 1809) инициировал кодификацию современного чешского литературного языка на базе нормы 16 века. Добровский также создал 2-томный немецко-чешский словарь («Deutsch-bӧhmisches Wӧhrterbuch», 1802-21) и обосновал принципы чешской силлабо-тонической просодии (1795). Эти труды Добровского имели огромное научное значение и способствовали возвращению чешского языка в сферу культуры. Помимо этого Добровский интенсивно занимался славистическими исследованиями, дал первую научную классификацию славянских языков и предложил проект этимологического словаря славянских языков («Entwurf zu einem allgemeinen Etymologicon der slawischen Sprachen», 1813), выпускал общеславистические сборники «Славин» (1806-08) и «Слованка» (1814-15). Такими трудами, как «Глаголитика» (1807), научная грамматика старославянского языка («Institutions linguae slavicae dialecti veteris quae quum apud Russos, Serbos, aliosque ritus graeci...», 1822), Добровский внёс также большой вклад в изучение старославянского языка и письменности.

Как историк Добровский сформулировал принцип объективного познания исторической действительности на основе всесторонней критики источников. В методологических вопросах был последователем Г. Добнера и активно боролся против «мрака Средневековья», за свободу религиозного и научного мировоззрения. В работе «Fragmentum Pragense Evangelii S. Marci vulgo autographi» (1778) Добровский опроверг традиционное представление о том, что пражский фрагмент Евангелия является автографом евангелиста Марка. В книге «De sacerdotum in Bohemia coelibatu narratio historica» (1787) выступил против целибата священников. В ряде статей Добровский доказал, что чтимый в Чехии святой мученик Ян Непомуцкий - вымышленное лицо. Взгляд на чешскую историю Добровский изложил в работах «Geschichte der bӧhmischen Pikarden und Adamiten» (1788), «Über das Alter der bӧhmischen Bibelübersetzung» (1782), «Über die Einführung und Verbreitung der Buchdruckerkunst in Bohmen» (1784), «Beiträge zur Geschichte des Kelches in Вӧhmen» (1817). Исторический критицизм Добровского проявился и в его исследованиях, посвящённых чешским легендам (житиям) о святой Людмиле, святом Вацлаве, а также Кирилле и Мефодии (вышли в 1803-19 под общим названием «Kritische Versuche, die ältere bӧhmische Geschichte von späteren Erdichtungen zu reinigen»). В 1823 Добровский издал книгу «Cyril und Method, der Slaven Apostel, ein historisch-kritischer Versuch», которая в 1825 году переведена на русский язык и издана под названием «Кирилл и Мефодий, словенские первоучители». В 1825 Добровский открыто подверг сомнению подлинность так называемой Зеленогорской  рукописи  (смотри  в ст. В. Ганка). Труды Добровского оказали значительное влияние на развитие европейского славяноведения 1-й половины 19 века.

Лит.: Снегирев И. И. Добровский. Его жизнь, учено-литературные труды и заслуги для славяноведения. Казань, 1884; Францев В. А. Очерки по истории чешского возрождения. Варшава, 1902; J. Dobrovský. 1753-1953. Praha,  1953;  Machovec М.  J. Dobrovský.  Praha, 1964; Никулина М. В. Й. Добровский и русские ученые // Историографические исследования по славяноведению и балканистике. М., 1984; Моисеева Г. Н., Крбец М. М. Й. Добровский и Россия: Памятники русской культуры XI-XVIII вв. в изучении чешского слависта. Л., 1990; J. Dobrovský. Fundator studiorum slavicorum. Praha, 2004.

Л. П. Лаптева,  С. С. Скорвид.