Добрынин Никита Константинович
ДОБРЫНИН Никита Константинович [? - 11(21).7.1682, Москва], суздальский священник, старообрядческий деятель.
Выступил с обличением нововведений после оставления кафедры патриархом Никоном. В частности, осудил сторонника Никона, архиепископа Суздальского Стефана, за служение «не по правилам святых отцов» (1659). Решением Собора 1660 года Добрынин лишён права священнодействовать. Продолжив борьбу с церковными нововведениями, Добрынин составил «Великую челобитную» с обличениями на апологию реформ Никона, за что в 1665 был арестован в Суздале и осуждён на Московском соборе 1666-67, предан анафеме, расстрижен и заключён в Николо-Угрешский монастырь. Челобитная Добрынина получила широкую известность среди старообрядцев. Опасаясь сожжения, Добрынин покаялся, был освобождён из заключения, но без возвращения сана. В июле 1682 года активный участник стрелецкого восстания в Москве («хованщины»). От имени всех стрелецких полков и чернослободцев Добрынин подал челобитную на имя царей Ивана V Алексеевича и Петра I с целью возобновления в Москве старой веры; возглавил старообрядческую делегацию на диспуте «о вере» в Грановитой палате. Значительное число сторонников Добрынина, задобренных властью, отказались от защиты старой веры, а Добрынин, по приказу царевны Софьи, был казнён на Красной площади в Москве.
Источн.: Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1875. Т. 1. Ч. 1; М., 1878 Т. 4. Ч. 1; Румянцев И. Н. К. Добрынин («Пустосвят»), Сергиев Посад, 1916 (Приложения. С. 3-385).
Лит.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898; Панченко А. М. Н. К. Добрынин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1.
Е. А. Агеева.