Добужинский Мстислав Валерианович

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород - 20.11.1957, Массапекуа, штат Нью-Йорк; похоронен в Париже], российский график, живописец, сценограф. Учился в Санкт-Петербурге - в Рисовальной школе ОПХ (1884-85), в мастерских Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1897-99), В. В. Матэ (1901-02) и др.; окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1899). В 1899-1901 обучался в Мюнхене - в школах А. Ажбе и Ш. Холлоши, посещал мастерскую А. Г. Явленского; в эти годы познакомился с И. Э. Грабарём, в 1902 - с С. П. Дягилевым и художниками «Мира искусства». Был членом этого объединения (1902-24) и Союза русских художников (1904-10).

Добужинский Мстислав ВалериановичСреди мастеров «Мира искусства» Добужинский отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. В 1896-1924 исполнял карикатуры и иллюстрации для петербургских журналов («Шут», «Жупел» - один из организаторов, 1905-06; «Сатирикон», «Смехач» и др.) и альманахов («Белые ночи», 1907). В ранней журнальной графике Добужинского заметно влияние немецкого югендстиля,  Ф. Валлотона;  в  видах  Новгорода, Москвы, Вильны и других городов (1885-89) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. Зрелый стиль Добужинского сложился под воздействием русского модерна и символизма; он отмечен сочетанием живописного и графического начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета.

Реклама

Главная тема творчества Добужинского - современный город, приобретающий иногда фантастически одушевлённый облик (графический цикл «Городские сны», 1907-21); особое место занимает Санкт-Петербург - мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М. Достоевскому и поэзии А. А. Блока («Старый домик», 1905; «Окно парикмахерской», 1906, оба - ГТГ; «Петербург», 1914, ГРМ; все - смешанная техника). Изображения парадного Санкт-Петербурга немногочисленны (изданная в виде открыток серия по заказу Общины Святой Евгении, 1902-10); столь же редки у Добужинского «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907, ГРМ) и исторические композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910, ГТГ). Портретам Добужинского свойствен сдержанный психологизм («Человек в очках», 1905-06, ГТГ; «Автопортрет. У книжной полки», 1910; актёры МХТ, 1910-13; М. Горький, М. Ф. Андреева, Т. П. Карсавина, Ф. И. Шаляпин, Ε. Е. Лансере и др.). К 1913-21 годам относится увлечение Добужинского искусством А. Матисса, кубизмом и футуризмом («Кубистические этюды», уголь, 1914; виды Неаполя, Лондона и Парижа).

Добужинский Мстислав ВалериановичДобужинский много работал в области книжной графики, иллюстрировал произведения Ф. М. Достоевского  (наиболее  значительная работа - иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923), А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, Н. С. Лескова и др. С 1901 обращался также к различным техникам станковой графики, разрабатывая преимущественно урбанистическую тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921 году») и её усовершенствовании (граттографии; иллюстрации для своей книги «Воспоминания об Италии», 1923). Работал также в области прикладной графики и монументально-декоративного искусства (роспись парадной лестницы особняка Ε. П. Носовой в Москве, 1912-13; проекты оформления выставок, декоративного убранства интерьеров).

Один из реформаторов русского театрально-декорационного искусства 20 века, Добужинский в ранних работах для петербургского «Старинного театра» и Театра В. Ф. Комиссаржевской (1907-08) стилизовал приёмы средневековой французской миниатюры и русского лубка. Сложение зрелого стиля в сценографии Добужинского произошло под влиянием эстетики МХТ; в 1909-17 по приглашению К. С. Станиславского оформил 14 постановок этого театра, в том числе «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому (1913). В последней работе он использовал близкие экспрессионизму приёмы - напряжённый линейно-графический ритм, драматическое звучание монохромного колорита с резкими акцентами цветовых пятен и освещения. Был также художником Театра трагедии («Царь Эдип» Софокла; также режиссёр), бывшего Александринского театра («Горе от ума» А. С. Грибоедова; оба 1918), БДТ и др. (все - в Петрограде); сотрудничал с Русским балетом Дягилева  и  труппой А. П. Павловой (1914).

После 1917 года участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в том числе мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920, совместно с  Ю. П. Анненковым  и В. А. Щуко; также один из режиссёров). Был членом Комиссии по делам искусств (1917), Общества изучения и охраны старого Петербурга (1918), хранителем Эрмитажа (1918), организатором Дома  искусств  в Петрограде  (1919-22).

Добужинский Мстислав ВалериановичВ 1924 году с семьёй выехал в Литву; работал в Каунасе, Париже (1926-29; художник театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935-1939), в 1939 вместе с труппой М. А. Чехова выехал в США. Жил в Нью-Йорке, с 1952 до октября 1957 - в Париже, Риме, Лондоне. Во многих театрах мира оформлял преимущественно русские оперы, драматические постановки и балеты (в том числе «Русский  солдат»  на музыку С. С. Прокофьева, 1942, «Балле тиэтр», Нью-Йорк). В 1928-1946 был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937, и др.).

В 1905-39 годах публиковал статьи об изобразительном искусстве и театре. Преподавал в Санкт-Петербурге - Петрограде в школе Е. Н. Званцевой (1906-11), СХУМ-Вхутеине (1918-23; профессор) и др.; в Художественно-практическом институте в Витебске (1918-1919; также директор); в Париже - в Художественно-промышленном институте князя Ф. Ф. Юсупова (1926-29), собственной студии (1927-28) и Художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой (1928-29); в Каунасе (1929-1933). Среди учеников Добужинского - Н. П. Акимов, Г. С. Верейский, Е. Г. Гуро, Г. И. Нарбут, М. 3. Шагал, также сыновья - график Всеволод Добужинский (1905-1998) и сценограф Ростислав Добужинский (1903-2000).

Соч.: Воспоминания / Сост. Г. И. Чугунов. М., 1987; Письма. СПб., 2001.

Лит.: Гусарова А. П. М. Добужинский. М., 1982; Чугунов Г. И. М. В. Добужинский. Л., 1984; он же. Каталог театрально-декорационной живописи М. В. Добужинского. 1940-1957 // Музей. М., 1987. [Вып.] 8; Воспоминания о Добужинском / Сост. Г. И. Чугунов. СПб., 1997.

В. А. Кулаков.