Додекафония

ДОДЕКАФОНИЯ (от греческого δώδεϰα - двенадцать и φωνή - звук), вид композиторской техники 20-21 века; метод сочинения музыки, при котором вся ткань произведения выводится из 12-тоновой (12-звучной) серии. Избирая для произведения серию, композитор устанавливает ту интонационную основу, которая в тональной пьесе предопределялась бы ладовой структурой; все мотивно-тематические элементы обусловлены серией. Эстетический смысл применения техники додекафонии - достижение интонационного единства (как бы «серийного лада») и музыкально-логической связности, без которых недостижимо выражение художественной идеи. Почвой для возникновения додекафонии стало кризисное состояние традиционной тональной композиции в условиях позднеромантичной гармонии (расширение тональности, автономность диссонанса, многозначность диссонирующих аккордов - их «всетональность» и т.д.). Предел развития тональной гармонии - хроматическая 12-ступенность («пантональность», «омнитональность»); на этой стадии тональность перестала быть надёжной основой построения крупных форм классического типа (по словам С. И. Танеева, зафиксировавшего это явление, «разрушение тональности ведёт к разрушению музыкальной формы»).

Реклама

Новый этап эволюции звуковысотности характеризуется 12-тоновостью высотной системы: если в гармонической тональности сопоставлялись аккорды и их основные тоны (как бы «микротональности»), то теперь сопоставляются уже отдельные звуки, то есть возрождается контрапункт в изначальном смысле (техника punctus contra punctum). Поиски новых принципов организации музыкального произведения стимулировали обращение к так называемому методу констант (постоянное повторение одного и того же звукового элемента как средство достижения связности в пьесе), поначалу в качестве добавочного конструктивного элемента («Веберн-группа» cis-с-е во вступлении к Квартету А. фон Веберна, 1905), затем основного и, наконец, единственного (серия). Соединившись с 12-тоновостью высотной системы, принцип повторяющейся звукогруппы и привёл к созданию серийно-двенадцатитонового метода сочинения, то есть к додекафонии.

Предформы додекафонной техники: свободная 12-тоновость (песни ор. 3 Веберна, песни ор. 15 А. Шёнберга, 1909), микросерийность на модальной основе у И. Ф. Стравинского (сцена пленения Жар-птицы в балете «Жар-птица», 1910, цифры 22-29 партитуры), 12-тоновые ряды у А. Берга («5 песен на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга», 1912), «синтетаккорды» Н. А. Рославца (1913), «гармония 12 тонов без удвоений» Н. Обухова (1914-16), несерийная 12-тоновая гармония Е. Голышева («Ледяная песня», 1919), «закон 12 тонов» Й. М. Хауэра (1919), 12-тоновый тематизм у Ф. Х. Клайна (1921). Метод собственно додекафонии (при помощи ряда из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов») был теоретически разработан и воплощён Шёнбергом (впервые - Сюита для фортепиано, ор. 25, 1923). С 1950-х годов додекафония осознанно применяется в отечественной музыке (А. М. Волконский, Э. В. Денисов, Д. Н. Смирнов и др.). Смотри также Серийная техника.

Лит.: Schӓffer В. Klasycy dodekafonii. Kra­kow, 1961-1964. Cz. 1-2; Rufer J. Die Komposition mit zwӧlf Tӧnen. 2. Aufl. Kassel u. a., 1966; Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Му­зыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX в. М., 1976; Холопов Ю. Н. Кто изобрел 12-тоновую технику? // Проблемы   истории австро-немецкой музыки. М., 1983; Golab M. Dodekafonia... Bydgoszcz, 1987; Гершкович Φ. Тональные истоки Шенберговой додекафо­нии // Ф. Гершкович о музыке. Статьи. За­метки. Письма. Воспоминания. М., 1991; Кшенек Э. Упражнения в контрапункте, основан­ном на 12-тоновой технике // Музыкальное искусство XX в. М., 1992; Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. М., 1996; Leibowitz R. Introduction А la musique de douze sons. P., 1997; Адорно T. Квинтет для духовых Шенберга // Адорно Т. Избранное. Социология музыки. М.; СПб., 1999; он же. Философия новой музыки. М., 2001; Шенберг А. Стиль и мысль. Статьи и ма­териалы. М., 2006.

Смотри также литературу при статье Гар­мония.           

Ю.  Н.   Холопов.