Додин Лев Абрамович

Додин Лев АбрамовичДОДИН Лев Абрамович (родился 14.5.1944, город Сталинск, ныне Новокузнецк Кемеровской области), российский режиссёр, педагог, народный артист Российской Федерации (1993). В 1966 году окончил ЛГИТМиК (курс Б. В. Зона). В 1967-1975 режиссёр ленинградского ТЮЗа, где ставил спектакли совместно с З. Я. Корогодским («Хозяин» по рассказам М. Горького «Хозяин» и «Коновалов», 1968; «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, 1970, и др.) и самостоятельно («Свои люди - сочтёмся!» А. Н. Островского, 1973). С 1975 в ленинградском Малом драматическом театре (с 1983 художественный руководитель, с 2002 директор). Трилогия  по  произведениям  Ф. А. Абрамова [«Дом» (1980) и «Братья и сёстры» (1985, 2 части), Государственная премия СССР, 1986] выдвинула Додина в число ведущих отечественных режиссёров. Среди других постановок: «Живи и помни» по В. Г. Распутину (1979), «Повелитель мух» по У. Голдингу (1986), «Звёзды на утреннем небе» А. М. Галина (1988), «Gaudeamus» по мотивам повести С. Е. Каледина «Стройбат» (1990, Государственная премия Российской Федерации, 1992), «Бесы» по Ф. М. Достоевскому (1991), «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы (1994), «Пьеса без названия» по А. П. Чехову (1997), «Чевенгур» по А. П. Платонову (1999), «Чайка» Чехова (2001), «Московский хор» Л. С. Петрушевской (2002, художественный руководитель постановки; Государственная премия Российской Федерации, 2003), «Король Лир» У. Шекспира (2006). Додин унаследовал от К. С. Станиславского традицию театра-дома, идею художественного развития собственно театра и театра-школы как единого целого. Правды сценического существования актёра, глубокого проникновения во внутренний мир героев и постижения авторской картины мира Додин добивается в процессе длительных репетиций, чему способствуют и исследовательские поездки труппы (например, на родину Абрамова во время работы над трилогией по его произведениям). Перерабатывая драматургический и литературный материал, используя инсценировки, новые переводы и т.п., режиссёр создаёт новый сценический текст, проникнутый трагическим мироощущением; главный герой его спектаклей - страдающий человек, который бессилен перед бытием.

Реклама

Театру Додина присущи декоративный минимализм, метафорическая образность, чёткость линий, графичность. В сценографии преобладают природные материалы (вода, песок, дерево, сено и т.п.). Звуковая и цветовая партитуры предельно лаконичны.

Среди постановок в других театрах: «Роза Бернд» Г. Гауптмана (1975), «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1977) - обе в Ленинградском областном театре драмы и комедии, «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому (1981, БДТ; 1985, МХАТ), «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (1984, МХАТ). Работает за рубежом (поставил оперу «Электра» Р. Штрауса, 1995, Зальцбургский фестиваль, и др.). С 1970 года преподаёт в ЛГИТМиКе (с 1993 СПбГАТИ), с 1989 - заведующий кафедрой режиссуры, с 1991 – профессор. Проводит мастер-классы в театральных школах Великобритании, Франции, Японии, США.

Соч.: Репетиции пьесы без названия. СПб., 2004; Journey without end. L., 2005.

Лит.: Галендеев В. Н. Метод и школа Л. Додина. СПб., 2004; Shevtsova М. Dodin and the Maly Drama theatre: process to performance. L., 2004.

П. М. Степанова.