«Дольче стиль нуово»

«ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО» (итальянский «Dolce stil nuovo» - сладостный новый стиль), школа в итальянской поэзии 1260-1330-х годов. Своим названием школа (зародившаяся в Болонье, но развивавшаяся в Тоскане) обязана строке из «Божественной комедии» Данте («Чистилище», XXIV, 57). Поэты «Дольче стиль нуово» (Г. Гвиницелли, Г. Кавальканти, Данте, Чино да Пистоя, Л. Джанни, Дж. Альфани, Дж. Фрескобальди и др.) создали на основе традиций провансальской и сицилийской поэзии абстрактно возвышенную любовную лирику, восприняв от трубадуров метафизическую трактовку любви, ведущей к внутреннему совершенству [канцона Гвиницелли «Al cor gentil rempaira sempre amore» («В благородном сердце всегда пребывает любовь»)]. Любовь в поэзии «Дольче стиль нуово» подобна откровению, женщина (донна) становится символом высшего блага; определение «новый» в названии школы приобретает почти религиозный смысл, указывая на обновление, преображение души влюблённого. Стильновисты выработали рафинированный, патетический, музыкальный, «сладостный» язык со строгим отбором выразительных средств; нередко он носил рационалистический характер, включал философскую, богословскую и даже юридическую терминологию [канцона Кавальканти «Donna me prega» («Донна меня просит»), где рассматривается сущность любви]. Поэзия «Дольче стиль нуово» через воспринявшего её опыт Ф. Петрарку оказала влияние на всю новоевропейскую поэзию.

Лит.: Marti М. Storia dello Stil nuovo. Lecce, 1973; Bertelli I. I fondamenti artistici е culturali del «dolce stil nuovo». Mil., 1987; Concordanze della lingua poetica italiana delle ori- gini. Mil., 1992; Топорова А. В. Ранняя итальянская лирика. М., 2001.    

А. В. Топорова.