Долмеч Арнольд

ДОЛМЕЧ ДОЛМЕЧ (Dolmetsch) Арнольд (24.2.1858, Ле-Ман,  департамент  Сарта,  Франция - 28.2.1940, Хейзлмир, графство Суррей), английский инструментальный мастер, скрипач, клавесинист, гамбист, лютнист, музыковед. В  1881-83  годах учился  игре  на  скрипке у А. Вьётана и в Брюссельской консерватории, в 1889 окончил Королевский музыкальный колледж в Лондоне. Поддерживаемый Дж. Гровом, стал одним из первых пропагандистов старинной музыки и традиций инструментального исполнительства (смотри Аутентичное исполнительство). С 1890-х годов устраивал концерты барочной музыки, общественный резонанс вызвало исполнение им забытых сочинений для виолы да гамба (Б. Шоу в 1894 с восторгом отзывался о сыгранных Долмечем английских виольных фантазиях). В 1893 Долмеч изготовил свою первую лютню, в 1894 - первый клавикорд, в 1896 - клавесин. В 1905-11 руководил производством по старинным образцам клавесинов, клавикордов, лютней и виол на фабрике «Чикеринг» в Бостоне. В 1911-1914 работал на рояльной фабрике «Гаво» в Париже. С 1914 жил в Великобритании, основал  инструментальную мастерскую в Хейзлмире, который стал благодаря Долмечу общепризнанным центром аутентичного исполнительства и крупнейшим в Европе центром по производству старинных инструментов. Всеобщее признание получили блокфлейты из мастерской Долмеча, изготовленные по барочным моделям (первую такую флейту Долмеч сделал в 1919). В 1925 Долмеч основал фестиваль старинной музыки в Хейзлмире, в котором участвовали его дети: Элен (1878-1924), гамбистка; Натали (1905-89), гамбистка, основательница британского Общества виолы да гамба; Рудольф (1906-42), клавесинист, гамбист; Карл (1911-97), флейтист, основатель британского Общества блокфлейтистов. После смерти отца Карл возглавил мастерскую и взял на себя руководство фестивалем (ныне Международный фестиваль старинной музыки Долмеча, проводится ежегодно).

Реклама

Долмеч - автор исследования «Интерпретация музыки 17 и 18 века, по материалам современников», положившего начало практическому освоению старинной музыки. Редактор  сочинений  для  скрипки А. Корелли, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, собрания французских песен 12-18 века, английской музыки для консорта виол. Долмечу также принадлежит приоритет в аудиозаписи старинной музыки: наиболее ранние записи относятся к 1920; около 1933 записан «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха на клавикорде.

Кавалер  ордена  Почётного   легиона (1938).

Соч.: The interpretation of the music of the XVII and XVIII centuries revealed by contemporary evidence. 2nd ed. L., 1946.

Лит.: Donington   R. The  work and  ideas   of А. Dolmetsch. Haslemere, 1932; Dolmetsch М. Personal recollections of А. Dolmetsch. L., 1958; Campbell М. Dolmetsch: the man and his work. Seattle, 1975.

С. Н. Лебедев.