Домкрат

ДОМКРАТ (от голландского dommekracht), механизм для подъёма тяжёлых штучных грузов при выполнении ремонтных, монтажных или погрузочно-разгрузочных работ. Домкрат обеспечивает плавный подъём грузов на заданную высоту, точную их фиксацию и удержание на этой высоте. Различают домкраты с ручным и электрическим приводом; по принципу действия и конструктивным особенностям - реечные, винтовые и гидравлические.

Основная деталь реечного домкрата - грузонесущая рейка с чашкой для груза и отогнутым под прямым углом нижним концом (лапой) для подъёма грузов с низко расположенной опорной поверхностью. Конструктивно выполняются рычажные домкраты с рейкой, выдвигающейся качающимся приводным рычагом, и зубчатые - с шестернёй, вращаемой приводной рукояткой. Поднятый на рейке груз удерживается стопорными устройствами. Кпд реечного домкрата при одной зубчатой передаче 0,85, при двух - 0,7, грузоподъёмность соответственно до 6 тонн и от 6 до 15 т. Наиболее распространены переносные или передвижные домкраты для подъёма автомобиля с целью замены колёс. В винтовых домкратах грузоопорная чашка шарнирно закреплена на винте, приводимом во вращение рукояткой. Для перемещения груза в горизонтальной плоскости применяют домкраты на салазках, также снабжённых винтом. Груз удерживается самоторможением винта, что обеспечивает высокую степень безопасности. Кпд винтовых домкратов 0,3-0,4, грузоподъёмность обычно не более 20 тонн; домкратов специального назначения - до 100 тонн и более, при подъёме груза до 2 м. Гидравлические домкраты могут быть периодического действия с ручным приводом и непрерывного действия - с механическим. В домкратах периодического действия опорой для груза служит плунжер, подъём которого осуществляется рабочей жидкостью, подаваемой поршневым насосом, приводимым в действие вручную рукояткой. Такие домкраты компактны, соединяют в себе достоинства винтовых и реечных: высокий кпд 0,75-0,8, плавность хода, точность остановки, самоторможение, большая грузоподъёмность - до нескольких сотен тонн; к недостаткам относится малая скорость и небольшая высота подъёма за один рабочий цикл.

Реклама

А. М. Маханько.