«Домострой»
«ДОМОСТРОЙ», древнерусский дидактический сборник 1-й половины - середины 16 века. Содержит наставления, определяющие благочестивое поведение мирянина, семейные отношения и ведение хозяйства. Характерная для «Домостроя» установка на регламентацию повседневной жизни - одна из отличительных черт русской культуры 16 века, отражавшей тенденцию к унификации всех сторон жизни общества в период формирования национального государства. Существует в редакциях: краткой, пространной (состоящей из 64 глав) и смешанной. Последняя глава в тексте пространной редакции (так называемый малый «Домострой») - назидательное послание сыну Анфиму, принадлежащее протопопу Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестру (написано предположительно во 2-й половине 1550-х годов), в конце 1540 - начале 1550-х годов входившему в ближайшее окружение царя Ивана IV Васильевича Грозного. Степень участия Сильвестра в создании других глав «Домостроя» остаётся дискуссионной. Среди источников «Домостроя» - нравоучительный сборник «Измарагд» (в частности, включённые в него сочинения, приписываемые или принадлежащие Иоанну Златоусту), «Стословец» Геннадия Схолария, произведение М. Рея «Жизнь добропорядочного человека». «Домострой» (наряду с «Великими Четьями-Минеями», летописным Лицевым сводом, Стоглавом, Степенной книгой и др.) относится к числу так называемых обобщающих произведений, характерных для русской словесности 16 века.
Изд.: Домострой. М., 1991; Домострой. СПб., 2005.
Лит.: Некрасов И. С. Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского «Домостроя». М., 1873; Кизеветтер А. А. Политическая тенденция древнерусского «Домостроя» // Кизеветтер А. А. Исторические очерки. М., 1912; Орлов А. С. «Домострой»: Исследование. М., 1917.
А. М. Ранчин.