Дон Жуан

ДОН ЖУАН (Дон Хуан), персонаж многих произведений мировой литературы и искусства. Образ героя-любовника, готового ради эротических удовольствий презреть нормы религии и общественной морали, восходит к испанским хроникам 14 века, повествующим о Доне Хуане Тенорио, который после целого ряда злодеяний убил отца обесчещенной им девушки и осквернил его памятник, за что был низвергнут в ад. Средневековая легенда о Дон Жуане получила популярность в 17 веке; первой её литературной обработкой стала нравоучительная пьеса испанского драматурга Тирсо де Молины «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630). Сюжет приобрёл широкую известность в Италии (комедии дель арте, пьесы; О. Джилиберти, 1652, А. Чиконьини, около 1650), во Франции (пьеса П. Корнеля, 1677, и др.), в Англии (пьеса Т. Шедуэлла, 1676). В комедии «Дон Жуан, или Каменный пир» Мольера (1665) распущенность Дон Жуана была соотнесена с его мировоззренческими установками: неверность трактовалась как бесконечный поиск идеала, стремление к постоянному обновлению; разврат и цинизм отождествлялись с галантностью и вольнодумством, а сам герой превратился в апологета рационалистической философии. В 18 веке появились балеты (К. В. Глюк, 1761) и оперы (Дж. Альбертини, 1783; Дж. Гаццанига, 1787) на сюжет о Д. Ж. В опере В. А. Моцарта «Дон Жуан» (1787, либретто Л. Да Понте) Дон Жуан был изображён как гедонист и бунтарь против божественных законов и ханжеской морали. Мотив бунтарства Дон Жуана был развит романтиками: Э. Т. А. Гофманом (новелла «Дон Жуан», 1814), Дж. Байроном (поэма «Дон Жуан», 1819-23), К. Д. Граббе (драма «Дон Жуан и Фауст», 1829), Н. Ленау (поэма «Дон Жуан», 1844) и др. К сюжету о Дон Жуане обращались П. Мериме (новелла «Души чистилища», 1834), А. Дюма-отец («Дон Жуан де Маранья, или Падение ангела», 1836), Ш. Бодлер («Дон Жуан в аду», 1857), Ж. Барбе д’Оревильи (новелла «Самая прекрасная любовь Дон Жуана», 1874), М. Фриш (пьеса «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», 1953) и многие др.; в русской литературе - А. С. Пушкин (трагедия «Каменный гость», 1830, опера А. С. Даргомыжского, поставлена в 1872), А. К. Толстой  (поэма «Дон  Жуан», 1859), А. А. Блок (стихотворение «Шаги командора», 1912), В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, А. И. Ахматова, И. Северянин и др. Легенда о Дон Жуане стала темой живописи (в России - И. Е. Репин, В. А. Фаворский и др.), одним из самых популярных сюжетов кинематографа, предметом исследования в психоанализе.

Реклама

Лит.: Веселовский А. Легенда о Дон Жуане // Северный вестник. 1887. №1; Браун Е. Г. Литературная история типа Дон Жуана. СПб., 1889; Weinstein L. The metamorphoses of Don Juan. N. Y., 1978; Biet Ch. Don Juan: mille et trois récits d’un mythe. Р., 1998; Yokota-Murakami Т. Don Juan East-West: on the problematics of comparative literature. Albany, 1998; Curi U. Filosofia del Don Giovanni: alle origini di un mito moderno. Mil., 2002; Davies А. The metamorphoses of Don Juan’s women: early parity to late modern pathology. Lewiston, 2004.