Доницетти Гаэтано

Доницетти (Donizetti) ГаэтаноДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Гаэтано (Доменико Гаэтано Мария) (29.11.1797, Бергамо - 8.4.1848, там же), итальянский композитор. Из бедной семьи (отец работал швейцаром). Изучал гармонию и контрапункт у С. Майра, в 1815-17 учился в Болонской консерватории (филармоническом лицее) у С. Маттеи (композиция). Ранние оперы («Пигмалион», 1816; «Энрико, граф Бургундский», поставлена в 1818; «Пётр Великий», поставлена в 1819; обе - в Венеции) написаны в стиле Майра, в дальнейшем Доницетти испытал влияние Дж. Россини. Успехом пользовались его оперы «Зораида Гранадская» (поставлена в 1822, Рим), «Цыганка» (поставлена в 1822, Неаполь). В 1822 году Доницетти переехал в Неаполь, в 1828-38 был директором королевских театров, с 1834 профессор консерватории. К началу 1830-х годов композитор выработал свой оригинальный стиль. Образец «неистового» романтизма Доницетти - опера «Анна Болейн» (либретто Ф. Романи по одноимённой трагедии А. Э. Пеполи и драме «Генрих VIII» М. Ж. Шенье, поставлена в 1830, Милан, театр «Каркано»; в главных ролях выступили Дж. Паста и Дж. Б. Рубини), отмеченная непрерывностью музыкального развития; в мелодическом стиле оперы сказалось влияние кантилены В. Беллини. В опере «Лукреция  Борджиа» (либретто  Романи  по В. Гюго, поставлен в 1833, Милан, «Ла Скала») заметно преобладание ансамблей над сольными номерами.

Реклама

В наиболее популярной опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (либретто С. Каммарано  по  В. Скотту, поставлена в 1835, Неаполь, «Сан-Карло») воспроизведён шотландский музыкальный колорит. В кульминации оперы (сцена сумасшествия Лючии) для создания фантастического эффекта использована стеклянная гармоника. «Анне Болейн» и «Лючии» драматургически близка опера «Роберто Деверё» (либретто С. Каммарано по «Елизавете Английской» Ф. Лансело, поставлена в 1837, Неаполь, «Сан-Карло»), венчаемая чрезвычайно сложной для исполнения сольной сценой главной героини - королевы Елизаветы I Тюдор.

Оперой «Марино Фальеро» (1835) началось сотрудничество композитора с «Театр Итальен» в Париже, куда Доницетти переехал в 1838 году. В том же году Доницетти создал оперу «Полиевкт» (либретто Каммарано по П. Корнелю), которая была впервые поставлена в новой редакции на французском языке под названием «Мученики» (либретто Э. Скриба, поставлена в 1840, Парижская опера). Французские и итальянские традиции сплелись в комической опере «Дочь полка» (либретто Ж. А. Вернуа де Сен-Жоржа и Ж. Ф. А. Байяра, поставлена в 1840, Париж, «Опера-Комик») и в серьёзной «большой опере» «Фаворитка» (либретто А. Руайе и Г. Ваэза, поставлена в 1840, Парижская опера).

С 1842 года Доницетти - капельмейстер австрийского двора. Для Вены написаны оперы «Линда ди Шамуни» (в жанре семисериа, либретто Г. Росси, поставлена в 1842) и «Мария ди Роган» (либретто С. Каммарано, поставлена в 1843, обе - «Кернтнертортеатер»). Последние оперы Доницетти - «Дон Себастьян Португальский» (поставлена в 1843, Парижская опера) и «Катерина Корнаро» (поставлена в 1844, «Сан-Карло»). Всего им написано около 70 опер, более 30 кантат, духовные произведения (в том числе Реквием), более 200 романсов и песен, ариетты, симфонии и другие оркестровые пьесы, вокальные и инструментальные ансамбли (в том числе 18 струнных квартетов).

Творчество Доницетти знаменует кульминацию развития итальянских романтичных бельканто. Трагические коллизии, действенные, конфликтные ансамбли и грандиозные массовые сцены его опер оказали влияние на Дж. Верди. Доницетти равно удавались серьёзные и комические оперы; среди последних особым остроумием и в то же время поэтичностью выделяются «Любовный напиток» (либретто Ф. Романи по Э. Скрибу, поставлена в 1832, Милан, театр «Каноббьяна»), в которой традиции оперы-буффа соединяются с романтичным лиризмом (популярен романс Неморино), и «Дон Паскуале» (либретто Дж. Руффини и Доницетти, поставлена в 1843, Париж, «Театр Итальен»).

Его  брат Джузеппе Доницетти (1788-1856) - дирижёр и композитор, с 1828 руководитель военных оркестров Оттоманской империи.

Лит.: Zavadini G. Donizetti: vita, musiche, epistolario. Bergamo, 1948; Weinstock Н. Donizetti and the world of opera in Italy, Paris and Vienna in the 1st half of the 19th century. N. Y., 1963; «Donizetti Society Journal». 1974-; Allitt J. Donizetti and the tradition of romantic love. L., 1975; Донати-Петтени Дж. Г. Доницетти. Л., 1980; Ashbrook W. Donizetti and his operas. Camb., 1982; G. Donizetti / Ed. G. Tintori. Mil., 1983; Gossett Р. Anna Bolena and the artistic maturity of G. Donizetti. Oxf., 1985; Fayad S. Donizetti а Napoli (1822-1838). Napoli, 1987; Studi su G. Donizetti nel bicentenario della nascita (1797-1997)/Ed. М. Eynard. Bergamo, 1997; Франккаролли А. Г. Доницетти. СПб., 2003.

А. В. Булычёва.