Донн Джон

Донн (Donne) ДжонДОНН (Donne) Джон (между 24.1 и 19. 6.1572, Лондон - 31.3.1631, там же), английский поэт. Родился в семье богатого торговца. Со стороны матери был связан родством с Т. Мором и Дж. Хейвудом. Учился в Оксфордском (1584-87), затем, вероятно, в Кембриджском университетах, но из-за приверженности к католицизму не смог получить степень магистра. В 1589-91 годах предположительно путешествовал по Испании и Италии. В 1596-97 участвовал в возглавляемых графом Эссексом военных экспедициях английского флота к Кадису и Азорским островам; по возвращении получил место секретаря у сэра Т. Эджертона, лорда-хранителя королевской печати. В декабре 1601 года вступил в тайный брак с племянницей Эджертона, за что был заточён в Тауэр. Суд признал брак действительным и освободил Донна. Лишённый средств к существованию, он был вынужден жить за счёт милостей знатных покровителей. В 1615 году принял сан англиканского священника; в 1621 вступил в должность настоятеля собора Святого Павла в Лондоне.

Реклама

Почти все поэтические произведения Донна были опубликованы лишь посмертно (1-е собраний сочинений Донна вышло в 1633), поэтому их датировка затруднительна. К раннему периоду творчества относятся сатиры и элегии, ориентированные на классические образцы (Гораций, Ювенал, Овидий). Идеализации любовных отношений, характерной для английских представителей петраркизма, Донн  противопоставил нарочитую эротичность в цикле «Песни и сонеты» («Songs and sonnets», 1590-1617), где, представив широкий спектр эмоций и чувств - от экстатического порыва страсти до отрешённого спокойствия, призывает то к постоянной смене партнёров, то к любви как гармоническому единству духовного и чувственного начал. В цикле «Священные сонеты» («Holy sonnets», 1610-15), пронизанном идеей всепоглощающей любви к Богу, вместе с тем отразились душевные сомнения Донна, чувство страха и внутренний конфликт. В поэмах «Анатомия мира: Первая годовщина» («An anatomy of the world. The first anniversary», 1611) и «О пути души: Вторая годовщина» («Of the progress of the soule: The second anniversary», 1612, русский перевод 1973, фрагмент), написанных  на  смерть 14-летней Э. Друри, дочери одного из покровителей Донна, сочетаются элементы медитации, траурной элегии, проповеди и гимна; в них Донн  противопоставляет реальный мир, утративший гармонию и распадающийся, идеальному бытию, воплощение которого он видит в образе юной героини. Донн  сочинял также в жанрах послания,  эпиграммы, религиозного  гимна.

Поэзии Донна присущи напряжённый интеллектуализм в сочетании с порывами чувственности, резкие контрасты идеализации и цинизма, трагедийности и гедонизма, выражающие ощущение внутреннего разлада, осознание несовершенства и дисгармоничности мира. Донн  ввёл в английскую литературу типичный для барокко особый вид метафоры - концепт (conceit), представлявший собой неожиданное развёрнутое сопоставление далёких друг от друга явлений. Для своих метафор Донн  заимствовал образность из не относящихся к поэзии областей: алхимии, астрономии, медицины, философии и др. [например, 12-строчное сравнение двух любящих с циркулем в стихотворении «Прощание, запрещающее грусть» («А valediction forbidding mourning»)]. Новаторство Донна проявилось также в использовании лексических, синтаксических и интонационных черт разговорной речи; эта особенность, наряду с драматизацией, обращённостью к собеседнику, придаёт поэзии Донна эмоциональность непосредственного общения. Поэзия Донна оказала большое влияние на Дж. Херберта, Р. Крэшо, Э. Марвелла и других английских поэтов, объединяемых вместе с самим Донном в метафизическую школу. Позднее интерес  к  ней проявляли С. Т. Колридж и Т. Де Куинси; её воздействие отразилось в творчестве У. Б. Йейтса, Т. С. Элиота, Р. Грейвса, У. Х. Одена, Дилана Томаса, И. А. Бродского (переводившего Донна на русский язык).

Вершина мастерства Донна-прозаика - его проповеди, проникновенные и остроумные, отличавшиеся виртуозным использованием метафор-концептов. Последняя проповедь - «Схватка смерти» («Deaths duel», 1632, русский перевод 2004) была прочитана Донном за несколько дней до кончины, став его прощанием с миром. Прозаические «Обращения к Господу в час нужды и бедствий» («Devotions upon emergent occasions», 1624), написанные Донном во время болезни, отражают пережитый им опыт приближения к смерти: произведение состоит из 23 разделов, каждый из которых включает в себя 3 части - медитацию, увещевание и молитву, и соотносится с распространёнными в 15-16 веках трактатами об искусстве умирания (ars moriendi). Среди других прозаических сочинений: трактат «Биатанатос» («Biathanatos», 1608) - рассуждение на тему самоубийства, доказывающее его морально-религиозную допустимость; антикатолический памфлет «Псевдомученик» («Pseudomartyr», 1610), сатира на иезуитов «Игнатий и его конклав» («Ignatius, his conclave», 1611).

Соч.: Complete poetry and selected prose. 9th ed. L., 1962; Стихи / Пер. Б. Томашевского. Киш., 1998; Major works / Ed. by J. Carey. Oxf.; N. Y., 2000; Песни и песенки. Элегии. Сатиры. СПб., 2000; По ком звонит колокол... М., 2004; Алхимия любви / Сост., пер., вступ. ст., коммент. и доп. Г. Кружкова. М., 2005.

Лит.: Stein А. J. Donne’s lyrics: The eloquence of action. N. Y., 1980; Pinka Р. G. This dialogue of one: the songs and sonnets of J. Donne. Alabama, 1982; Sherwood Т. G. Fulfilling the circle: А study of J. Donne’s thought. Toronto; L., 1984; Bald R.С. J. Donne: А life. Oxf., 1986; Горбунов А. Н. Д. Донн и английская поэзия XVI-XVII вв. 2-е изд. М., 1993; Д. Донн и проблема «метафизического» стиля: [Сб. ст.] / Отв. редактор И. О. Шайтанов. М.; Тамбов, 2000; Edwards D. L. J. Donne: man of flesh and spirit. L., 2001.

Е. В. Пиняева.