Дорический ордер
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трёх основных греческих ордеров архитектурных. Сложился в дорийских областях Древней Греции и дорийских колониях при переходе к строительству храмов и других общественных сооружений из камня между 600 и 580 годами до нашей эры [храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Сиракузах, Геры I (так называемая Базилика) в Пестуме, храмы «С» в Селинунте и Аполлона в Коринфе и др.]. Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер состоит из трёхступенчатого основания - стереобата, каннелированной (смотри Каннелюры) колонны (обычно с энтазисом), увенчанной капителью (из квадратного абака и выпуклого полукруглого эхина), и антаблемента. Переход от ствола к капители осуществляется с помощью ремешков и шейки (гипотрахелиона). Антаблемент дорического ордера членится на архитрав, фриз с чередующимися триглифами и метопами и карниз, который состоит из ряда поддерживающих обломов архитектурных, выносной плиты, украшенной снизу мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей - гуттами - под ними), и симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов). Дорический ордер, наиболее лаконичный и мужественный из архитектурных ордеров, стал главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики. В архитектуре Древнего Рима был разработан римско-дорический ордер как вариант дорического ордера, характеризующийся наличием базы, отсутствием каннелюр, более стройными пропорциями и меньшей высотой антаблемента, на выносной плите которого часто не было мутулов. В архитектурно-теоретических трактатах со времён Витрувия дорическую колонну было принято интерпретировать как образ обнажённого мужчины-героя, а сам ордер - как выражение его духовной и физической силы. Иллюстрации смотри при статьях Антаблемент, Ордер архитектурный.
В. Ф. Маркузон, Л. И. Таруашвили.