Дорожно-строительные машины

ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ   МАШИНЫ (ДСМ), средства механизации, предназначенные для строительства, реконструкции и содержания дорог и придорожных сооружений. Каждая машина состоит из рабочего и силового оборудования, металлоконструкций (основной рамы, рабочего оборудования, корпуса) и системы управления. Кроме того, большинство машин имеют ходовое оборудование и передаточные устройства (трансмиссии) для преобразования энергии силового оборудования в полезную работу рабочего органа.

По назначению ДСМ подразделяют на машины для подготовки территории (корчеватели, кусторезы, рыхлители и др.), земляных работ (бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, экскаваторы и др.), для уплотнения грунтов и дорожных покрытий (катки дорожные, трамбовочные машины), строительства и реконструкции асфальтобетонных и цементобетонных покрытий автомобильных дорог (асфальтоукладчики, бетоноукладчики, автогудронаторы и др.), окончательной отделки поверхности дорожных покрытий (трубчатые финишёры, нарезчики швов, распределители плёнкообразующих материалов и т.п.).

Эффективность использования ДСМ определяется не только значениями их основных параметров - мощности и производительности, но также соотношением параметров машин, входящих в состав механизированного дорожно-строительного отряда.

Одним из основных направлений развития ДСМ является применение комплексов с автоматизированной системой управления для скоростного (за один проход) выполнения всех технологических операций по устройству дорожной одежды. Классификацию и основные направления в области конструирования ДСМ смотри в статье Строительные машины.

Смотри также Дорожно-ремонтные машины, Коммунальные машины.

Лит.: Дорожно-строительные машины и комплексы / Под редакцией В. И. Баловнева. 2-е изд. М.; Омск, 2001; Российская энциклопедия самоходной техники / Под редакцией В. А. Зорина. М., 2001. Т. 1.

В. А. Зорин.