Доржиев Агван Лобсан

ДОРЖИЕВ (Дорджиев) Агван Лобсан (1853/54, улус Харашибир Заиграевского района Бурятии - 29.1.1938, Улан-Удэ), хамбо-лама, бурятско-тибетский учёный, дипломат, просветитель, видный деятель буддийского реформаторского (обновленческого) движения.

Родом из хоринских бурят. В 19-летнем возрасте отправился паломником в Тибет. Получил высшее богословское образование (1888) при монастыре Брайбун (близ Лхасы, Тибет); был назначен одним из трёх духовных наставников (цаннид-хамбо) юного Далай-ламы XIII Тубтен Гьяцо (1876-1933). С конца 19 века выступал дипломатическим посредником между Тибетом и Россией. Часто бывал в Санкт-Петербурге. Оказывал содействие русским экспедициям в Центральной Азии. С 1899 член РГО. С 1901 полномочный представитель Тибета при правительстве России (позднее представлял Тибет при правительстве СССР). Известен как организатор строительства буддийского храма в Санкт-Петербурге (район Старой Деревни). Доржиев основал также ряд храмов в Западной Бурятии, Буддийскую академию (цаннид-чойра) в Калмыкии. После 1917 выступил идеологом буддийского обновленчества, пытаясь согласовать учение Будды с марксистской социальной утопией. Оказывал большую помощь буддологическим исследованиям Ф. И. Щербатского и его учеников (А. И. Вострикова, Е. Е. Обермиллера и др.). В 1922 возглавил знаменитую школу (аршан) тибетской медицины при Ацагатском дацане (недалеко от Улан-Удэ) в Бурятии. В декабре 1928 года на заседании Отделения гуманитарных наук Академии Наук СССР утверждён в качестве иностранного (тибетского) учёного - член Совета Института буддийской культуры Академии Наук СССР. Предпринял первые попытки создания бурятского алфавита (отличного от старомонгольского). В конце 1920-х - 1930-е годы противостоял разгрому буддийской культуры в Бурятии. В 1931 выслан из Бурятии, где пользовался исключительным авторитетом, в Ленинград. В январе 1937 года тяжелобольной Доржиев вернулся в Бурятию, жил в Ацагатском аршане. Арестован в ноябре 1937; после единственного допроса был переведён в тюремную больницу,  где  и скончался.

Реклама

Соч.: Ло-гун-гье-бо: Один из религиозных обычаев в Лхасе. СПб., 1909; Чано Батор: Героическая поэма иркутских бурят-ойратов / Запись Н. Амагаева. Послесл. А. Доржиева. СПб., 1910.

Лит.: Л. Б-Н [Берлин]. Хамбо-Агван-Доржиев. (К борьбе Тибета за независимость) // Новый Восток. 1923. № 3; Заятуев Г. Н. Цанид-Хамбо Агван Доржиев. Улан-Удэ, 1991; Абаева Л. Л. Доржиев // Буддизм: Словарь. М., 1992; А. Доржиев об обновлении буддийской церкви Бурят-Монголии // Отечественные архивы. 1993. № 6; Snelling J. Buddhism in Russia: the story of А. Dorzhiev, Lhasa’s emissary  to  the  Tzar.  Shaftesbury,  1993; Ангаева С. П. Буддизм в Бурятии и А. Доржиев. Улан-Удэ, 1999.

Я. В. Васильков.