Досифей (игумен)

ДОСИФЕЙ (? - между 1688 и 1691, на реке Аграхани), один из основателей старообрядчества. Игумен Никольского Беседного монастыря близ Тихвина (1662-70). Не принял богослужебной реформы патриарха Никона. После начала гонений на старообрядцев оставил монастырь и ушёл вместе с учеником иноком Евфросином в новгородские земли, в Курженскую обитель близ Повенца. В начале 1671 года установил связи с московскими старообрядцами (постриг в монашество боярыню Ф. П. Морозову), странствовал по Дону. В 1676-85 жил в Милеевской пустыни южнее Белёва. Около 1685 вернулся на Дон, стал одним из духовных руководителей казаков-старообрядцев. В полемике об отношении к самоистреблениям Досифей выступал против самосожжений, был убеждённым сторонником сохранения священства в старообрядчестве. В марте 1686 в Чирской пустыни освятил церковь, куда приезжали многие священники за причастием, т.к. Досифей стремился на много лет вперёд обеспечить своих единоверцев запасными Святыми Дарами. После начала гонений на донских старообрядцев Досифей ушёл за границу (1688) во владения князя Шевкала Тарковского и поселился на реке Аграхани (территория современного Дагестана), где вскоре скончался.

Источн.: Филиппов И. Ф. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 79, 82, 86; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырской российской церкви. СПб., 1877; Сводный старообрядческий синодик / Публ. А. Н. Пыпина. СПб., 1883. С. 26; Алексеев И. Соч. 1. История о бегствующем священстве // Братское слово. 1889. Т. 1. С. 433-435.

Лит.: Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII в. СПб., 1889. С. 239-240; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. XV, XXIII-XXVII, 153, 160-161, 167.

Е. А. Агеева.