Досократики

ДОСОКРАТИКИ (немецкий Vorsokratiker; французский Présocratiques; английский Presocratics), новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 века до нашей эры, а также их ближайших преемников в 4 веке до нашей эры, не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин закрепился в международной историко-философской практике главным образом благодаря классическому труду немецкого филолога Г. Дильса (1848-1922) «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в котором впервые были с научной полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших античных авторов фрагменты из утраченных сочинений досократиков, а также доксографические (смотри Доксографы) и биографические свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет свыше 400 авторов (большая часть их представлена только именами), в том числе софистов, которых, однако, не принято называть досократиками (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не «досократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокосмогоний. Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного искусства).

Реклама

Философия досократиков развивалась на Востоке - в ионийских городах Малой Азии и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сицилии. Среди досократиков почти не было «профессионалов» (первое исключение - Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как государственные деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т. д. - прямая противоположность эллинистическому идеалу философа с его принципом «живи незаметно». В центре внимания всей философии досократиков - космос, понимаемый с помощью доминирующего у досократиков метода аналогии либо биоморфно (смотри Гилозоизм), либо техноморфно (смотри Демиург), либо социоморфно, либо - у пифагорейцев - на основе числовых моделей; существенную роль у досократиков продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди досократиков в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологического наследства - двоичных классификаций и метафорической аналогии - и давшие программный для всей западноевропейских «метафизики» образец чисто логического конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмической жизни: космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (смотри Микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие чёткого различения «материального» и «идеального».

Соч.: [Фрагменты] // DK I-III; Colli G. La sapienza greca. Mil., 1978-1980. Vol. 1-3; Kirk G.S., Raven J. Е., Schofield М. The presocratic philosophers. 2nd ed. Camb., 1983; Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1.

Лит.: Um die Begriffswelt der Vorsokratiker / Hrsg. von Н.-G. Gadamer. Darmstadt, 1968; Studies in presocratic philosophy / Ed. by D. J. Furley, Н. В. Allen. L„ 1970-1975. Vol. 1-2; The Presocratics / Ed. Е. Hussey. L., 1974; Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Barnes J. The presocratic philosophers. 2nd ed. L., 1982 (bibl.); The Presocratics: а collection of critical essays / Ed. А. Р. D. Mourelatos.  2nd  ed.  Princeton,  1993.

А. В. Лебедев.