Доу Джордж Эдуард

Доу, Дау (Dawe) Джордж ЭдуардДОУ, Дау (Dawe) Джордж Эдуард (8.2.1781, Лондон - 15.10.1829, Кентиш-Таун, близ Лондона), английский живописец. Сын и ученик гравёра Филиппа Доу (около 1750 - после 1790), брат гравёра Генри Эдварда Доу (1790-1848). Член Королевской Академии Художеств в Лондоне (1814); учился там же (1794-1803). В раннем творчестве преобладали картины на мифологические и литературные темы (по «Поэмам Оссиана» Дж. Макферсона, поэзии С. Т. Колриджа и др.). С середины 1810-х годов создавал преимущественно парадные портреты (в том числе членов королевской семьи, собрание Виндзорского замка), стилистически близкие искусству Т. Лоуренса и сочетающие романтичную приподнятость, внешнюю эффектность с реалистической точностью в передаче черт лица, военных регалий и т.п.; в некоторые портреты вводил элементы пейзажа.

В 1818 году присутствовал в свите герцога Кентского на конгрессе глав государств Священного союза в Ахене; посетил Кобург и Веймар, где написал портрет И. В. Гёте. По приглашению императора Александра I весной 1819 приехал в Санкт-Петербург. Удостоен звания почётного вольного общника петербургской Академии Художеств (1820) за портрет испанского генерала М. Р. Алавы (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и другие работы. Главная работа Доу в России - портреты героев Отечественной войны 1812 для Военной галереи Зимнего дворца (открыта в 1826), исполненные им вместе  с помощниками  (А. В. Поляковым и В. А. Голике) в 1819-29. Из 336 портретов галереи бесспорными работами Доу считаются 100, в том числе три - в рост: генерал-фельдмаршалов М. Б. Барклая де Толли, М. И. Кутузова и герцога А. Веллингтона (все 1829). 222 портрета атрибутируются как созданные в мастерской Доу, остальные принадлежат другим художникам. Мастерская Доу в 1820-е годы монопольно тиражировала официальные портреты Александра I, Николая I и его жены; они неоднократно гравировались. Также издана  серия  из  152 литографий «Военная галерея Зимнего дворца...» (тома 1-6, 1845-49).

Реклама

Доу был в дружеских отношениях с деятелями русской культуры (к Доу обращено стихотворение А. С. Пушкина «То Dawe, ESQr», 1828; в этом же году Доу исполнил карандашный портрет поэта, местонахождение которого неизвестно); его творчество оказало влияние на портретное искусство К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, однако оценка его была неоднозначной (сатирическое описание Н. В. Гоголем в повести «Портрет» художника, писавшего модели так, «чтобы в глазах виден был Марс», явно инспирировано портретами Доу). В апреле 1829 Доу уехал в Варшаву (где создал портрет великого князя Константина Павловича), затем в Лондон.

Соч.: The life of G. Morland. 2nd ed. L., 1904.

Лит.: Глинка В. М., Помарнацкий А. В. Военная галерея Зимнего дворца. 3-е изд. Л., 1981; Андреева Г. Дж. Доу в России // Художник. 1989. №6; она же. А. С. Пушкин и Дж. Доу. Новые страницы // Искусство. 1989. №6; она же. Творчество Дж. Доу в контексте русского романтизма // Россия-Европа: из истории русско-европейских художественных связей XVIII - начала XX вв. Сб. статей. М., 1995.

В. А. Кулаков.