Дожинки

Дожинки ДОЖИНКИ (обжинки, отжинки; госпожинки, оспожинки - от Госпожин день, Успение), комплекс обрядов, связанный с окончанием жатвы у славян. Дожинки приурочивались к ближайшим по времени праздникам, у русских чаще к Успению. Обычно сочетались с помочью и поочерёдно совершались у разных хозяев. Основные обряды были направлены главным образом на обеспечение плодородия поля и силы жниц. Жницы катались по стерне, кидали серпы (иногда загадывая при этом своё будущее), старшая жница «завивала» («заламывала») «бороду» (русский - коза, козулька, косица, чешский - стодола, польский - пшепюрка, кокоска и др.; пучок несжатых колосьев, пригнутых к земле, скрученных жгутом, заплетённых косой, и т.п.). «Бороду» опахивали, обкладывали камнями, серпами, посыпали солью, поливали водой, вокруг неё водили хоровод, через неё прыгали, по ней катались, на ней гадали и т.д. У белорусов с обрядом «бороды» связан особый тип дожиночных песен (бородные песни, борода), часто - обсценного характера; основные герои - козёл и перепёлка, которую жницы выгоняют с поля (отсюда название «бороды» - «козёл» и «перепелица»). «Борода» ассоциировалась с персонажем - покровителем жатвы («Бог», Дед, Козёл, Илья-пророк и др.).

Реклама

Дожинки Помимо символики плодородия культа ряд черт связывал дожинки со свадебной обрядностью (смотри Свадьба). Так, процессия с поля к дому хозяина возглавлялась одной из жниц (украинская - молодая, княгиня, белорусский - багиня, талака и др.) с венком из последних колосьев с цветами, лентами, плодами и т.п., иногда наряженной в виде снопа. Процессия исполняла песни с преобладанием плясовых напевов и свадебной тематики. Если по пути встречали мужчину, главная исполнительница надевала на него свой венок; после уплаты выкупа его отпускали. У западных славян главную роль могла исполнять пара, изображавшая жениха и невесту; жнецы сопровождали их как дружки на свадьбе. Хозяин или хозяйка встречали жниц на крыльце, им вручали венок, который помещали в красный угол (вешали над дверью и т.п.) и хранили до следующей жатвы; иногда зёрна из жатвенного венка добавляли в посевное зерно или употребляли в святочных обрядах: приготовляли из него рождественский хлеб, скармливали  скоту  или домашней птице и т.п.; в Польше жатвенный венок часто освящали в костёле. У русских, болгар, западных славян сходные обряды совершались с последним снопом (обжинок, пожинальник, соломатник, именинник), иногда наряженным в виде женской и/или мужской кукол (порой использовались разные  виды  зерновых,  например, мужскую куклу изготовляли из овса, женскую - из ржи), называемых «Иван и Марья», «Солоха и Овсей», «Дед и Баба» и т.п. Завершались дожинки угощением в доме хозяина (пожинальница), основное блюдо - «отжинная» каша, особый хлеб, в Сибири - саламат и др. Местами дожинки продолжались неделю. Ряд обрядов сближают дожинки с Масленицей: куклу из снопа носили по селу и затем топили в реке или сжигали, разбрасывая  пепел  в  поле (иногда её хранили до следующего года, во время засухи носили с крестным ходом и т.п.); молодожёны на дожиночной неделе посещали тестя; у западных и южных славян на дожинки приносили в жертву петуха (иногда в виде ритуальной игры) и т.п.

Лит.: Жнiyныя песни. Miнcк, 1974; Терновская О. А. «Борода» // Славянские древности. М., 1995. Т. 1; Усачева В. В. Венок жатвенный // Там же; Виноградова Л. Н., Усачева В. В. Жатва // Там же. М., 1999. Т. 2; Виноградова Л. Н. Жнивные песни // Там же; Усачева В. В. Обжинки // Там же. М., 2004. Т. 3.

Е. С.