Драйден Джон

ДРАЙДЕН (Dryden) Джон (19.8.1631, Олдуинкл, графство Нортгемптоншир - 12.5.1700, Лондон), английский поэт, литературный критик, драматург, переводчик. Родился в пуританской семье мелких землевладельцев. Учился в Вестминстерской школе в Лондоне, затем в Тринити-колледже в Кембридже (1650-54). Около 1657 вернулся в Лондон. Первая публикация - «Героические стансы» («Heroic stanzas», 1658) на смерть О. Кромвеля. Поэма «Astraea redux» (1660) отразила переход Драйдена с республиканских позиций на монархические: он приветствует Реставрацию, сравнивая возвращение Стюартов с восшествием Августа на римский престол. Победа Англии в войне с Нидерландами и пожар Лондона 1666 года описаны в поэме «Annus Mirabilis» (1667). В 1668 стал поэтом-лауреатом (по восшествии на престол Вильгельма III Оранского был лишён лауреатства), в 1670 - королевским историографом. Лучшие поэтические произведения Драйдена созданы в жанре сатиры: «Авессалом и Ахитофель» («Absalom and Achitophel», 1681) - на противников династии Стюартов; «Мак Флекно» («Мас Flecknoe», 1682), в которой Драйден  высмеял «истинно протестантского поэта» Т. Шедуэлла. Писал также поэмы на религиозные темы: «Religio laici» (1682), где защищал протестантизм; «Лань и пантера» («The hind and the panther», 1687), в которой Драйден, к тому времени принявший католичество, в образе кроткой лани изобразил Римско-католическую церковь, а под видом кровожадной пантеры - Англиканскую. В сборнике «Басни древние и новые» («Fables ancient and modern», 1700) переложения из Овидия, Лукреция, Дж. Боккаччо и Дж. Чосера чередовались с собственными стихами Драйдена, среди которых выделяется ода «Пиршество Александра, или Могущество музыки» («Alexander ‘s feast, or The power of music», 1697; русский перевод В. А. Жуковского, 1802), положенная на музыку Г. Ф. Генделем. Поэзия Драйдена преимущественно классицистическая, однако в ней присутствуют и черты барокко.

Реклама

Среди драматических сочинений Драйдена - комедии, трагикомедии, переделки драм У. Шекспира [по мотивам трагедии «Антоний и Клеопатра» написана лучшая пьеса Драйдена - «Всё за любовь» («All for love», 1678)], а также так называемые героические пьесы [теоретическое обоснование этого жанра Драйден  дал в трактате «Опыт о героических пьесах» («Of heroic plays, an essay», 1672)] на тему любви и истинной доблести: «Королева индейцев» («The Indian Emperor», 1665; музыка Г. Пёрселла, 1695), «Любовь тирана» («Tyrannick love», 1669), «Завоевание Гранады» («The Conquest of Granada», 1670), «Ауренгзеб» («Aureng-Zebe», 1675). Написал текст к семи-опере «Король Артур» Пёрселла (1691).

Драйден  - один из основоположников английской литературной критики. В «Опыте о драматической поэзии» («Of dramatick poesie, an essay», 1668) сформулировал общие принципы драматического искусства, ставя английскую драматургию в один ряд с французской классицистической и античной. Написал также трактат «Сопоставление поэзии и живописи» («А parallel betwixt painting and poetry», 1695). Перевёл «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, а также все произведения Вергилия.

Соч.: Works. Berk., 1956-2000. Vol. 1-20; The major works. 2nd ed. Oxf., 2003.

Лит.: Young К. J. Dryden: А critical biography. L., 1954; Решетов В. Г. Д. Драйден и становление английской литературной критики XVI-XVII вв. Иркутск, 1989; Marcie F. Gender, theatre, and the origins of criticism: from Dryden to Manley. Camb., 2002; Yu С. Nothing to admire: the politics of poetic satire from Dryden to Merrill. Oxf.; N. Y., 2003.

В. Н. Забалуев.