Древнегреческие лады

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ, древнегреческие тоны (греческий τόνοι, τρόποι, латинский modi, toni, tropi), модальная система в музыке античной Греции (смотри Модальность). Для выводов о специфике древнегреческих ладов йотированные музыкальные памятники (сохранившиеся главным образом во фрагментах) недостаточно репрезентативны; современные представления о «тонах» основаны на теоретических исследованиях древних греков и римлян. Важнейшая (и весьма древняя) часть ладовой теории греков - учение о «видах», т. е. о различных способах поступенного заполнения кварты (тетрахорда), квинты и особенно октавы (оригинальные термины: греческий εἵδη и σχῆματα, латинский species; во времена Платона и Аристотеля для обозначения вида октавы использовалось слово «гармония», ἁρμονία). Возможно, первым теоретиком, систематизировавшим «виды», был Эратокл (его упоминает Аристоксен; оригинальное ладовое учение самого Аристоксена сохранилось лишь фрагментарно).

Древнегреческие лады

Реклама

В зависимости от того, как виды октавы проецируются на звукоряд совершенной системы, выделяются 2 теоретические концепции. Клеонид (со ссылкой на Аристоксена), Аристид Квинтилиан, Алипий и др. ставили разновидность «тона» в зависимости от относительного высотного положения всех звукоступеней системы (в терминах Аристоксена - от «места голоса», греческий ὁῆ τῆς ϕωνῆς τόπος). При этом этнические и производные от них наименования ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского и ионийского, их разновидностей – гипо- и гиперладов), вероятно, обозначали звуковысотные позиции звукорядов одинаковой интервальной структуры (всего 13 или 15 звукорядов). Каждая последующая позиция описывается как отстоящая от предыдущей на интервал полутона; гиполад - звукоряд, отстоящий от основного вида на кварту вниз, гиперлад - на кварту вверх. Дальнейшее функционирование в музыке произведённых таким образом «тонов» (западноевропейская теория 19 века объявила их «транспозиционными гаммами») старинная теория не оговаривает.

В другой концепции (Птолемей, Боэций; у каждого - собственный метод выведения «тонов» из «видов») этнические наименования (дорийский, фригийский, лидийский с их гипопарами, а также миксолидийский) прилагаются к 7 звукорядам разного интервального состава. Каждому (диатоническому) ладовому звукоряду присуще уникальное расположение целых тонов и полутонов (смотри нотный пример 1).

Древнегреческие ладыНаряду с диатоникой мелодика древнегреческих ладов могла включать интервалы хроматики и энармоники (смотри Роды интервальных систем), а также их различных оттенков, что совершенно очевидно по результатам анализа музыкальных памятников. Однако самые ранние теоретические свидетельства о древнегреческих ладах относятся к периоду эллинизма, когда былое родовое разнообразие древнегреческой музыки существенно упростилось; их недостаточно, чтобы составить развёрнутое суждение о хроматическом и энармоническом ладах. Наряду с многочисленными факторами, определявшими локально-этническую характерность музыки, её бытовое и государственное (культово-церемониальное) функционирование (содержание поэтического текста, тембр музыкального инструмента, высотный регистр, ритмоформулы, хореографические жесты и т. п.; смотри Этос), вероятно, существовали и характерные модально-функциональные обороты древнегреческих ладов, и собственная («фригийская», «дорийская» и т.д.) логика развёртывания устоев и неустоев. Примеры древнегреческой музыки свидетельствуют о целостности, самодостаточности и художественной выразительности древнегреческих ладов (смотри нотный пример 2).

Смотри также нотный пример в статье Греция Древняя.

Древнегреческая модальная система (генезис ладов из «видов», диатонические октавные звукоряды, система этнонимов) послужила прототипом музыки западной цивилизации, модальной системы западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Лит.: Аноним [Клеонид]. Введение в гармонику // Филологическое обозрение. 1894. Т. 7. Кн. 1-2; Ursprung О. Die antiken Transposition-Skalen und die Kirchentӧne // Archiv für Musikforschung. 1940. Bd 5; Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собр. текстов  А. Ф.  Лосева.  М., 1960; Barbera А. Осtave species // Journal of Musicology. 1984. Vol. 3; Solomon J. Towards а history of tonoi // Ibid.; Bower С. М. The modes of Boethius // Ibid.; Mathiesen Т. Apollo ‘s lyre. Lincoln; L., 1999.

С. Н. Лебедев.