Дружина

ДРУЖИНА, в классическом смысле - сравнительно небольшая группа (отряд) под предводительством одного вождя (правителя), которому члены этой группы в обмен на защиту и покровительство оказывали различного рода поддержку, прежде всего военную. Дружина существовала у многих народов на разных стадиях исторического развития, однако имела особенное значение на этапе развитого племенного строя и складывания государственных отношений. Дружина считается важнейшим инструментом укрепления власти вождя и действенным фактором разложения кровнородственных и соседских связей.

История дружины наиболее полно изучена по источникам, связанным с германцами - континентальными (с 1 века до нашей эры до 7-8 века нашей эры) и скандинавскими (10-13 века), а также, в меньшей степени, с англами и саксами (6-10 века). Подробное и систематическое описание дружины у германцев оставил римский историк Тацит в сочинении «О происхождении германцев и местоположении Германии» (гл. 13-14). Во многом верное, это описание вместе с тем имело слишком обобщённый характер. Тацит называл дружины словом comitatus, но у самих германцев не было единого термина для обозначения дружины, а её формы были весьма разнообразны в зависимости от конкретно-исторических условий. Важнейшей стороной деятельности дружины у германцев, как и у других народов, являлись военные походы (межплеменные усобицы, нападения на Римскую империю, события эпохи Великого переселения народов, походы викингов и др.). Аккумуляция богатств и близость к вождю (конунгу, королю) привели к тому, что члены дружины имели, как правило, более высокий социальный статус по сравнению с рядовыми свободными людьми (это отразилось во многих варварских правдах, в частности в Салической правде 6 века, согласно которой за членов антрустио - дружины франкских королей - выплачивался повышенный вергельд - возмещение за убийство). В историографии дискуссионными продолжают оставаться вопросы о принципе объединения дружины вокруг предводителя и о роли германской дружины в складывании вассалитета. В медиевистике до середины 20 века акцент делался на этически обусловленной верности (интерпретируемой в немецкой историографии до 1950-60-х годов как специфически германской), которая легла в основу вассалитета.

Реклама

У большинства славянских народов, переживавших переход от племенного строя к государству, также существовала дружина. Сам термин «дружина», видимо, имеет праславянское происхождение. О конкретных формах дружины у славян трудно судить из-за крайней скудости источников. Имеющиеся данные позволяют предполагать значительную роль дружины в становлении Великоморавского, чешского и польского государств в 9-11 веках.

О дружине в Древнерусском государстве благодаря летописным сведениям известно гораздо больше, но в данном случае существуют терминологические проблемы. Слово «дружина» в 10-15 веках могло обозначать либо просто объединение, основанное на некоем взаимном соглашении (сообщество, товарищество), либо более специально - военно-административный персонал в непосредственном подчинении у князя. Во втором, более узком, смысле термин «дружина» обозначал в разное время и в разных контекстах группы людей очень различные по численности и составу (от узкого круга приближённых к князю лиц до всех военных сил конкретного княжества). Предпринимались попытки уточнить содержание понятия дружины, чтобы связать древнерусские реалии 10-12 века с концепцией германской дружины, которая подразумевает более архаические (пред или раннегосударственные) отношения (А. Е. Пресняков, Т. Василевский, Х. Ловмяньский). В таком случае собственно дружинами называются только ближайшие соратники и слуги князя либо боярина (лично преданные ему вплоть до готовности пожертвовать собственной жизнью), например «отроки» или «чадь». Иногда дружина понимается только как воинский контингент в непосредственном подчинении у князя, который противостоит местной знати («земским боярам», или «феодалам») или «общине-волости». Большинство отечественных историков рассматривают древнерусские дружины как своеобразную форму организации всей массы служилой знати в русских княжествах 10-12 века и даже более позднего времени. В этом случае важнейшими чертами дружины считаются следующие: деление как минимум на 2 разряда (старшая, или большая, дружина - бояре; младшая дружина - отроки, детские, гридь и др.); обеспечение за счёт доходов от исполнения властных функций (в древнейшее время посредством дани, позднее - кормлений; члены дружины занимали государственные должности посадников, тысяцких, воевод, мечников, вирников и т. д.); право бояр на участие в принятии политического решения (совет, дума); относительная свобода перехода из дружины одного князя в дружины другого князя лично свободных лиц; военно-дружинная этика (понятия  чести,  славы  и  др.). С  конца 12 века эта организация иногда называлась в источниках «двором», постепенно с развитием вотчинного и поместного землевладения и укреплением самодержавных форм управления ей на смену приходит система Государева двора. Смотри также Древнерусская  дружинная   культура.

Дружинами  также назывались: в Российской империи - организационно-тактические единицы ополчения, равнявшиеся по численности пехотному полку (19 век); вооруженные отряды различных групп городского населения, формировавшиеся для ведения уличных баррикадных боёв и операций по захвату оружия в ходе Революции 1905-07; в СССР - получившие распространение добровольные народные дружины (возникли в 1917, официально оформлены в 1959) - общественные отряды граждан для оказания практической помощи органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и профилактики правонарушений; и др.

Лит.: Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846. Т. 3. М., 1856. Т. 7; Загоскин Н. П. Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси. Казань, 1875; Сергеевич В. И. Древности русского права. СПб., 1909. Т. 1; Kuhn Н. Die Grenzen der germanischen Gefolgschaft // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte: Germanistische Abteilung. Weimar, 1956. Bd 73; Wasilewski T. Studia nad składem społecznym wczesnośredniowiecznych sił zbrojnych na Rusi // Studia wcześnosredniowieczne. 1958. T. 4; Schlesinger W. Beiträge zur deutschen Verfassungsgeschichte des Mittelalters. Gött., 1963. Bd 1: Germanen, Franken, Deutsche; Graus F. Raně středovеkе družiny a jejich význam při vzniku stАtu ve středni Evropě // Československy Časopis Historický. 1965. T. 13. № 1; Lowmiański H. Początki Polski. Z dziejОw Słowian w I tysiącleciu n.e. Warsz., 1970. T. 4; Wenskus R. Stammesbildung und Verfassung.    Das    Werden    der    frühmittelalterlichen Gentes. 2. Aufl. Kӧln, 1977; Павлов-Сильванский Η. П. Феодализм в России. М., 1988; Горский А. А. Древнерусская дружина. М., 1989; Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. М., 1993; Enright M. J. Lady with a mead cup: ritual, prophecy and Lordship in the European warband from La Tène to the Viking Age. Dublin; Portland, 1996; Timpe D., Landolt Ch., Steuer H. Gefolgschaft // Reallexikon der germanischen Altertumskunde. 2. Aufl. B.; N.Y., 1998. Bd 10; Bazelman J. By weapons made worthy: lords, retainers and their relationship in Beowulf. Amst., 1999; Lübke Ch. Fremde im ӧstlichen Europa: von Gesellschaften ohne Staat zu verstaatlichten Gesellschaften (9.-11. Jahrhundert). Kӧln u.a., 2001; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII вв. СПб., 2003; Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 2004; Стефанович П. С. Германская дружина и попытки сравнения ее со славянской дружиной: историографический обзор // Rossica Antiqua. СПб., 2006. Вып. 1.     

П. С. Стефанович.