Дубровицы

ДУБРОВИЦЫ, посёлок в Подольском районе Московской области, усадебный ансамбль 18-19 века. Расположен на мысу при слиянии рек Десна и Пахра. Впервые упоминается в писцовых книгах 1627 года, здесь находился деревянный храм Ильи Пророка. Усадьба принадлежала боярину И. В. Морозову (умер в 1670), который в 1656 завещал её дочери Аксинье (Ксении; умерла в 1670), бывшей замужем за князем И. А. Голицыным (смотри в статье Голицыны). В 1688 Дубровицы были проданы невесткой князя И. А. Голицына – княгиней М. Ф. Голицыной (урождённой княжной Долгоруковой) князю Б. А. Голицыну, с именем которого связана постройка здесь Знаменской церкви. Усадебный комплекс в его нынешнем виде сформировался в середине 18 века при внуке Б. А. Голицына – князе С. А. Голицыне (1695-1758). Внук последнего – князь С. А. Голицын (1756-95) в 1781 году продал усадьбу графу Г. А. Потёмкину, во владении которого она находилась до 1787. В 1787-1863 Дубровицы принадлежали Дмитриевым - Мамоновым, в 1864-1915 – князю С. М. Голицыну, а в 1915-17 его четвёртой жене - А. А. Голицыной (урождённой княжне Кугушевой; 1869-1950). В 1918 из Дубровиц вывезены многие предметы искусства и внутреннего убранства главного дома. В 1921-27 в Дубровицах действовал Музей дворянского быта, затем главный дом был передан под детский дом. В 1947 здесь разместился Всесоюзный НИИ кормления сельскохозяйственных животных, вошедший в 1956 в состав Всесоюзного НИИ животноводства, который в 1961 был полностью переведён в Дубровицы.

Реклама

ДубровицыПланировка усадьбы середины 18 века является ранним примером диагонального размещения 4 флигелей (первоначально соединялись оградой) по отношению к главному дому, который был 2-этажным. В начале 19 века при перестройке главного дома (кирпичного, на белокаменных подвалах) в стиле классицизма был возведён 3-й этаж, композиция главного фасада преобразована в 3-частную и создана открытая полуротонда на парковом фасаде. Был значительно перестроен в 1930-е годы. После пожара 1964 в результате реставрации в 1966-70 главному дому частично возвращён прежний облик. Конный двор 2-й четверти 19 века - в неоготических формах. Усадебная Знаменская церковь - выдающееся произведение русского зодчества конца 17 века. Композиционно она близка к храмам типа «восьмерик на четверике», но уникальна по богатому декоративному оформлению. Заложена 22.7(1.8).1690, освящена в феврале 1704 в присутствии царя Петра I. Центрическое белокаменное сооружение в плане представляет квадрат, к которому со всех сторон примыкают 3-лопастные части (алтарь и 3 притвора). Центральный объём имеет вид 8-гранной башни, завершённой ажурной металлической короной с крестом (высота 42,3 м). Стены алтаря и притворов с внешней стороны покрыты рустом, цоколь и верхний ярус - орнаментальной резьбой в духе европейского барокко. В убранстве использованы резные белокаменные колонны, аттики, круглая скульптура (статуи апостолов). Интерьер украшен рельефными фигурами и композициями на темы Ветхого и Нового Завета, исполненными в технике стукко. Авторами лепнины считают итальянцев: Дж. Ф. Росси, П. Джелпи, А. Квадрио, прибывших в Россию в 1696-97, или же Д. Руска, Дж. М. Фонтану, К. Феррару, Г. Квадро и др., приехавших в 1703. В документах упоминается также скульптор Монсенжак. Иконы, иконостас, оформление хор, несохранившиеся клиросы исполнены иконописцами и резчиками Оружейной палаты Московского Кремля. При церкви в середине (?) 18 века была построена колокольня с престолом Адриана и Наталии (взорвана в 1931). Храм реставрировался в 1848-50 под руководством Ф. Ф. Рихтера и в 1960-2000-е годы.

Лит.: Дмитровский И. Д. Дубровицы, знатное село. 3-е изд. М., 1908; Греч А. Н. Дубровицы // Подмосковные музеи. М.; Л., 1925. Вып. 4; Тарунов А. М. Дубровицы. М., 1991; Колосова А. Г., Федорова Р. П. Дубровицы. Дубровицы, 1995; Лукашевич В. Ю. Новые материалы о строительной деятельности князя Б. А. Голицына // Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Материалы XII Голицынских чтений. Большие Вяземы, 2005; Семенов К. А. Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения. М., 2006.

И. Л. Бусева-Давыдова (архитектура).