Дуглас Мэри

ДУГЛАС (Douglas) Мэри (родилась 25.3.1921, Сан-Ремо, Италия), английский антрополог, одна из основателей когнитивной антропологии. Из семьи британского колониального чиновника, служившего в Бирме. Воспитывалась в семье деда-ирландца - ревностного католика. В 1939-43 годах изучала философию, политологию и экономику в Сорбонне и Оксфорде, с 1946 - в Институте антропологии в Оксфорде. В 1949-50 и 1953 изучала народ леле (группы банту) в Бельгийском Конго. Преподавала в Оксфорде (1950), университетском колледже Лондона (1951-77, с 1971 профессор социальной антропологии), руководила фондом Рассел Сейдж в Нью-Йорке (1977-81), профессор гуманитарных наук Северо-Западного университета (город Эванстон, штат Иллинойс; 1981-85), профессор религиоведения и антропологии Принстонского университета (1986-88). С 1988 года в Лондоне. Для научной позиции Дуглас характерно сочетание классического функционализма и новых феноменологических веяний в интерпретации полевого материала. Она сложилась под влиянием наследия социологической школы Э. Дюркгейма, оксфордской школы антропологии (работ Э. Э. Эванса-Причарда, изучения иудаизма Ф. Штайнером и индуизма М. Шринивасом), манчестерской школы М. Глакмена и В. У. Тернера, идей Э. Р. Лича и К. Леви-Строса. В работе «Чистота и опасность» (1966) Дуглас вслед за Эвансом-Причардом полемизировала с восходящей к Л. Леви-Брюлю традицией резкого противопоставления «первобытного мышления» современному. Изучая представления об осквернении и нечистоте на широком материале этнографии, Библии и индуистского канона, Дуглас приходит к выводу об их универсальном характере. Оппозицию осквернения и чистоты она трактует как часть свойственной каждой культуре системы классификации явлений мироздания, лежащей в основании социальной структуры. Всё, отклоняющееся от стандартов культуры, включая предметы, явления и людей, не обладающих определённым статусом в социальной структуре, воспринимается как опасность.

Реклама

Католические основания мировоззрения Дуглас сказывались на её негативном отношении к протестантским трактовкам Ветхого Завета, в которых резко противопоставляются ритуал и духовность. Следуя за В. У. Тернером, Дуглас считала, что ритуалы создают социальную реальность: «социальных отношений без символических действий не бывает». В этом заметно влияние классической структуралистской догмы о функциональной необходимости элементов культуры для производства, воспроизводства и защиты социальной структуры (А. Р. Рэдклифф-Браун, М. Фортес и др.). Но Дуглас стремилась смягчить ригоризм дюркгеймианской и структуралистской трактовок общественного сознания и повысить роль индивида в познании. Ею была предложена категория «мыслительный мир» («thought world»), совмещающая личностное, субъективное познание с коллективно вырабатываемыми принципами познавательной деятельности. Дуглас подчёркивает неформальность, временами - бессознательность этих принципов, которые передаются в рамках так называемых латентных групп, будучи как бы растворены в когнитивном сообществе, будь то современный учёный мир или примитивное племя. В книгах «Естественные символы» (1970), «Риск и культура» (1982) и др. Дуглас разрабатывает метод анализа «сеть-группа» («grid-group analysis»): понятие «grid» («сеть») означает, по Дуглас, «общественное регулирование, не связанное с формальной принадлежностью к группе», посредством неопределённой совокупности установок; понятие «группа» - формальное, осознаваемое и институционально очерченное сообщество, основанное на добровольном признании системы принципов и правил, регулирующих поведение. На соотношении этих принципов её последователи создали различные классификации культур, популярные в современном науковедении, особенно в направлениях, рассматривающих науку как культурную традицию, в том числе среди представителей эдинбургской школы социологии науки (Д.Ч. Блур и др.). Награждена орденом Британской империи (2006).

Соч.: Purity and danger: an analysis of the concepts of pollution and taboo. L.t 1966; Natural symbols: explorations in cosmology. L., 1970; Rules and meanings. The anthropology of everyday knowledge. Harmondsworth, 1973 (ed.); Implicit meanings: essays in an anthropology. L.; Boston, 1975; Essays in the sociology of perception. L.; Boston, 1982 (ed.); How institutions think. Syracuse, 1986; Risk and blame: essays in cultural theory. L.; N. Y., 1992; Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000.

Лит.: Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Bloor D. Knowledge and social imagery. 2nd ed. L.; Chi., 1991; Баньковская С. П. М. Дуглас: экскурс в антропологический модернизм // Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000.

А. А. Никишенков.