Дух

ДУХ, фундаментальное понятие, означающее в различных религиозных учениях и философских системах верховное начало или высшую ступень в иерархии бытия и раскрывающееся в своём конкретном содержании в контексте его противопоставления природе, жизни, материи, душе и т.д.

В индийской философии понятие духа раскрывается, прежде всего, через отождествление Атмана (высшего субъективного духовного начала) с Брахманом - высшей объективной реальностью, безличным мировым духовным началом. При этом абсолют (Атман или Брахман) противопоставляется индивидуальной душе (дживе). В адвайта-веданте безличный Брахман (Брахман «без свойств») рассматривается как высшая реальность по отношению к личному Богу (Брахману «со свойствами») - продукту иллюзии (майя). В санкхье неизменное духовное начало - Пуруша противопоставляется пракрити (материально-психической силе).

В античной философии различные аспекты духа представлены такими понятиями, как: всепроникающий логос (Гераклит); Ум-нус (греческий - νοῦς, латинский - intellectus) как мироустрояющее начало (Анаксагор); неподвижный перводвигатель мира, мыслящий самого себя (Аристотель); истекающая из Единого сфера истинно сущего, объемлющего в себе совокупность идей-первообразов всех вещей (Плотин и неоплатонизм); пневма в эллинистической философии и раннехристианской мысли («Дух Божий» в Септуагинте - греческом переводе Священного Писания - греческий πνεῦμα θεοῦ как перевод еврейского rûah ‘êlōhîm в Ветхом Завете; «божественный дух» как высшая часть человеческой души у Филона Александрийского и др.). В трёхчастной антропологии патристического периода в составе человека выделяются дух, душа и тело (сравни «тело духовное» и «тело душевное» у апостола Павла - 1 Кор. 15:44). Определяющим для христианского богословия является принципиальное различение между нетварным божественным духом (учение о Троице и Святом Духе) и духом тварных существ - ангелов и человека. В мусульманском богословии термин «дух» (арабский - рух), часто выступающий как синоним души (нафс), относился только к сотворённым существам, но не к Богу.

Реклама

В философии Нового времени получает развитие рационалистическое понимание духа, прежде всего, как разума, мышления (латинский - mens): дух как мыслящая субстанция, противопоставленная материи - протяжённой субстанции, как «способность суждения и размышления», отличающая человека от животных (Р. Декарт), как характеристика субстанцт-монад, «обладающих разумом и волей» (Г. В. Лейбниц). Одним из синонимов духа (французский - l’esprit) у К. А. Гельвеция выступает гений как творческая способность человека к эпохальным открытиям и изобретениям. И. Кант в «Критике способности суждения» определяет дух как «способность изображения эстетических идей». Социальное измерение духа как присутствующего в человеческом сообществе надындивидуального начала раскрывается в таких понятиях, как «дух законов» у Ш. Л. Монтескьё, «всеобщая воля» у Ж. Ж. Руссо, «дух народов», пронизывающий различные сферы национальной культуры и определяющий её историческое развитие, у И. Г. Гердера, «объективный дух», охватывающий право, Гражданское общество, государство, у Г. В. Ф. Гегеля и др.

Для немецкого классического идеализма характерно истолкование духа, прежде всего, как «абсолютной деятельности» (Ф. В. Шеллинг), реализующей единство субъекта и объекта. У раннего И. Г. Фихте «Я» в акте самосознания полагает самого себя и противостоящее ему «не-Я». В философии тождества Шеллинга природа и дух предстают как два полюса единого Абсолюта: природа - как «видимый дух», дух - как «невидимая природа». Дух - центральное понятие онтологии Гегеля - открывается в «опыте сознания» как подлинная основа всех явленных в нём образов, завершённая последовательность которых предстаёт как «феноменология духа» - свободная от случайностей история его становления для субъекта как актуально бесконечной определённости - «абсолютного знания», уже не нуждающегося в «существовании» как субстрате (подобно тому, как аристотелевский Ум-нус не нуждается в связи с материей). Спонтанное движение духа, раскрывающее содержание этого «абсолютного знания» в дискурсивной форме саморазвивающейся системы логических категорий, описывается - уже как бы с «точки зрения вечности» - в «Науке логики». В позднейшей «Энциклопедии философских наук» её 3-я часть - «Философия духа» завершает постижение «идеи», или абсолюта, в её «для-себя-бытии» в форме конечного - «субъективного» и «объективного» духа - и бесконечного «абсолютного духа», представленного искусством, религией и философией.

Для различных философских течений 19-20 века характерны психологизация духа, сведение его к «интеллектуальным способностям» (А. Шопенгауэр), «сознанию», «внутреннему опыту» человека (В. Вундт), отождествление со смысловым содержанием человеческой культуры (В. Дильтей, В. Виндельбанд), сверхиндивидуальной интерсубъективной значимостью её созданий (Э. Кассирер, Э. Шпрангер и др.). Симптоматично в этом отношении появление в Германии в 19 веке направления «истории духа» как специфического способа истолкования истории культуры (прежде всего, философии, религии, литературы) и методологическое противопоставление гуманитарных наук - «наук о духе» - естественнонаучному знанию («наукам о природе»).

В восходящем к Ф. Ницше натуралистическом варианте философии жизни дух противопоставляется сфере жизненных влечений как насильственное начало, расчленяющее и разрушающее спонтанный поток душевной жизни [Л. Клагес, «Дух как противник души» («Der Geist als Widersacher der Seele», Bd 1-3, 1929-32), и др.]. В пантеистически окрашенной метафизике позднего М. Шелера изначальное напряжение «бессильного духа» и мощного, но слепого витального «порыва» разрешается через их взаимопроникновение, приводящее к «оживотворению» духа и осуществлению вечного Божественного начала (Deltas) в мире. В онтологии Н. Гартмана дух как высший слой бытия также оказывается слабее низших (психики и жизни), от которых он зависит.

В различных направлениях философской антропологии и психологии дух выступает как характеристика мотивационно-смысловых аспектов личности, её творческих потенций и ценностных установок (смотри Понимающая психология, Гуманистическая психология). Понятие духа оказывается при этом более широким, чем понятие сознания, охватывая также бессознательные и сверхсознательные переживания и установки.

Ю. Н. Попов.