Духовно-историческая школа
ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в немецком литературоведении 1-й половины 20 века. Сложилась под влиянием немецкого философа и историка культуры В. Дильтея как реакция на культурно-историческую школу и филологический позитивизм. Понятие «история духа» (Geistesgeschichte), генетически восходящее к философии Г. В. Ф. Гегеля и впервые использованное Ф. Шлегелем («История древней и новой литературы», 1812), было воспринято духовно-исторической школой в интерпретации Дильтея, который понимал под «духом» всю полноту человеческого опыта. Стремясь преодолеть ограниченность биографического метода, духовно-историческая школа акцентировала в литературном произведении идейно-философский аспект. Литературное произведение трактовалось либо как непроизвольное выражение индивидуального мировоззрения автора (его «духа»), либо как выражение комплекса идей, определяющих характер данной эпохи, - «дух времени» (Zeitgeist).
В истории литературы усматривалась объективация определённых повторяющихся типов мировоззрения, соответствующих «основным устремлениям человеческого духа» (Ф. Штрих). Исследование должно было осуществляться через «вживание», «вчувствование» в материал. Среди наиболее значительных работ духовно-исторической школы - «Немецкий романтизм» О. Вальцеля (1908), «Шекспир и немецкий дух» Ф. Гундольфа (1911), «Немецкий классицизм и романтизм, или Совершенство и бесконечность» Ф. Штриха (1922), «Дух эпохи Гёте» Г. Корфа (1923-53), «Немецкий романтизм» П. Клукхона (1924).
Лит.: Matthias J. Dilthey zur Einführung. Hamb., 1996; Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997; Косиков Г. К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998; Im Gespräch: Probleme und Perspektiven der Geisteswissenschaften. Мünch., 2006.