Дунайская школа

ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА, дунайский стиль (немецкий Donauschule, Donaustil), условное название направления в живописи и графике южно-германских и австрийских земель в бассейне реки Дунай в 1-й половине 16 века.  Понятие «Дунайская школа» ввёл немецкий историк искусства Т. фон Фриммель (1892). Крупнейшие мастера Дунайской школы - Л. Кранах Старший (в ранний период, до 1505), А. Альтдорфер, В. Хубер, «Мастер истории Фридриха и Максимилиана»; основные художественные центры - Регенсбург, Линц и монастырь Санкт-Флориан близ Линца, Пассау, Зальцбург, Креме.

Дунайская школаРазвиваясь в русле немецкого Возрождения (смотри Северное Возрождение), Дунайская школа выделяется особым интересом к пейзажу, которому отводится центральное место, и его своеобразной трактовкой. Реализм произведений Дунайской школы (особенно у А. Альтдорфера и В. Хубера), основанный на внимательном наблюдении за природными явлениями, эффектами освещения, на точном расчёте при передаче пространства, сочетался с субъективным, эмоционально-романтичным восприятием природы. Объективная картина мира превращалась в мистическом видéние - величественный и грандиозный образ, созвучный мировоззрению пантеизма. Попытка передать представления об одушевлённости и целостности природы, связывающие искусство Дунайской школы с натурфилософией Парацельса, наиболее ярко проявилась в картине Альтдорфера «Битва Дария с Александром Македонским» (1528-1529, Старая пинакотека, Мюнхен).

Реклама

Античные сюжеты, библейские и аллегорические образы, которые художники Дунайской школы черпали из литературы, а также из гравюр А. Мантеньи, Я. де Барбари, Л. Кранаха Старшего, утрачивали в их произведениях свой классический характер и приобретали жанровую окраску и острую экспрессивность («У зазнайства на подоле сидит  нищета»  А. Альтдорфера, 1531, Государственные музеи, Берлин; «Бегство в Египет» В. Хубера, 1525-30, там же). Живописные произведения Дунайской школы отличаются ярким и напряжённым колоритом, светоносностью, контрастами солнечного и фантастического сумеречного освещения, а также динамичной манерой письма.

Дунайская школаЗначительное место в творчестве мастеров Дунайской школы занимал рисунок. Среди выполненных пером многочисленных пейзажей, отличающихся отрывистым штрихом и вибрирующими линиями, топографически точное воспроизведение конкретной местности соседствует с «героизированными» образами видимого мира.

Живопись Дунайской школы оказала значительное влияние на немецких (А. Шёпфер, М. Фезелен, Х. Вертингер, Х. Лей), австрийских, чешских и венгерских мастеров 16 века, а также стала важным этапом на пути формирования пейзажа как самостоятельного жанра не только в немецком и австрийском, но и в европейском искусстве.

Лит.: Die Kunst der Donauschule: 1490-1540. (Kat.). Linz, 1965; Werden und Wandlung. Studien zur Kunst der Donauschule. Linz, 1967; Stange А. Malerei der Donauschule. 2. Aufl. Мünch., 1971; Либман М. Я. Дунайская школа // Либман М. Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.

Н. А. Истомина.