Дункан Айседора

Дункан, Данкан (Duncan) АйседораДУНКАН, Данкан (Duncan) Айседора (26.5.1877, Сан-Франциско - 14.9.1927, Ницца), американская танцовщица. Родилась в семье преподавательницы музыки. Первые выступления Дункан состоялись в Чикаго в 1895 году. С 1899 в Лондоне. В 1901 в Париже вступила в труппу Л. Фуллер. Первый большой публичный успех пришёл к Дункан после её выступления в Будапеште 19.4.1902. Она открыла школы танца в Германии (Грюнвальд, 1904), Франции (1909). Часто выступала в Москве и Санкт-Петербурге (1905-13). На волне увлечения «дунканизмом» в Санкт-Петербурге в 1914 была организована студия музыкально-пластического движения «Гептахор», просуществовавшая до начала 1930-х годов. В 1921 по приглашению советского правительства Дункан приехала в Москву, где открыла школу танцев. В 1922 году вышла замуж за С. А. Есенина и приняла советское гражданство. В 1924 навсегда уехала из России. После отъезда Дункан школой до 1928 года руководила её приёмная дочь И. Дункан (школа существовала до 1949). Вдохновляясь античным искусством, идеями У. Уитмена, Ф. Ницше, Р. Вагнера, используя систему Ф. Дельсарта, Дункан создала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма, который открывал путь для возникновения танца модерн. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. В основе творческого метода Дункан лежал принцип самовыражения свободной личности. Она пыталась вернуть танцу его изначальную естественность и красоту выражения, танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах (современники называли Дункан «великой босоножкой»). Движения её танца - шаг, лёгкий бег, прыжки, выразительные позы и жесты - напоминали рисунки древних фресок и вазописи. В своих композициях Дункан импровизировала, используя музыку Л. ван Бетховена, К. В. Глюка, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, а также мелодии революционных песен. Искусство Дункан оказало большое влияние на развитие русского балета, помогло реформе академического танца, осуществляемой в начале 20 века. Трагически погибла.

Реклама

Соч.: Танец будущего. М., 1907; The dance. N. Y., 1909; Моя жизнь. Мемуары. Танец будущего М., 1992; Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. Воспоминания. М., 1992.

Лит.: Светлов В. Я. Терпсихора. СПб., 1906. СПб., 2001; Левинсон А. Я. Старый и новый балет. П., 1917; Duncan Ir. Duncan dancer. Middletown, 1966; Seroff V. The real Isadora. А biography. N. Y., 1971; Тейдер В. А. Дункан в Советской России // Вопросы театрального искусства. М., 1977; Desti М. The untold story. N. Y., 1981 ; Blair F. Isadora. N.Y., 1986; Айседора. Гастроли в России. М., 1992; Дункан И., Макдугалл А. Р. Русские дни А. Дункан и ее последние годы во Франции. М., 1995. 

Е. Я. Суриц, В. А. Тейдер.