Дунлинь Сюэпай
ДУНЛИНЬ СЮЭПАЙ (дунлиньская школа), одно из направлений неоконфуцианства в Китае 16-17 века, организованное в политическое сообщество - Дунлиньскую партию (Дунлинь дан) и концентрировавшееся вокруг академии Дунлинь. Ядро Дунлинь сюэпай составляли государственные деятели, уволенные со своих постов в начале 1590-х годов и находившиеся в оппозиции к власти. Они представляли ригористическую тенденцию в конфуцианстве, требовали восстановления исконных норм и ценностей конфуцианской этики в качестве главного регулятора общественной и частной жизни. В условиях затяжного кризиса и разложения власти династии Мин их позиция имела утопически-прогрессивный характер. Дунлинь сюэпай противостояла главным образом тайчжоуской школе последователей Ван Янмина, отличавшейся эгалитаристским характером. Дунлинь сюэпай стремилась обосновать целостность человеческого существования, в котором внутренняя свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. В результате восшествия на престол императора Гун-цзуна (1620-21) дунлиньцы приблизились к власти, однако в середине 1620-х годов потерпели поражение при дворе, подверглись гонениям и жестоким репрессиям. Критикуя некоторые аспекты учений последователей Ван Янмина и Чжу Си, ратуя за преодоление даосско-буддийских влияний и ориентируясь на конфуцианство эпохи Хань, Дунлинь сюэпай во многом подготовила появление в конфуцианстве «непосредственного» («эмпирического»), или «ханьского», учения (пу сюэ, хань сюэ).
Источн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. М., 1960.
Лит.: Chinese thought and institutions / Ed. by J. К. Fairbank. Chi.; L., 1973; Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002.
А. И. Кобзев.