Дворжак Антонин
ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин (Антонин Леопольд) (8.9.1841, деревня Нелагозевесна-Влтаве, близ Праги - 1.5.1904, Прага), чешский композитор, дирижёр и педагог. Классик чешской музыкальной культуры. Член Чешской академии наук и искусств (1890). Сын мясника, владельца постоялого двора. С 1848 года играл на скрипке в сельском оркестре под руководством кантора И. Шпица, на всю жизнь сохранил увлечение народными песнями и танцами. В 1853-56 учился музыке в Злонице (играл на альте в капелле), затем в Ческа-Каменице у кантора Ф. Ганке. Переехав в Прагу, в 1857-59 обучался в Органной школе у Й. Фёрстера (орган), Ф. Блажека (гармония и контрапункт), Й. Л. Звонаржа (пение). Работая альтистом в Обществе святой Цецилии, познакомился с произведениями В. А. Моцарта и немецких романтиков, сблизился с композитором К. Бендлем и дирижёром А. Чехом. В 1859 году перешёл в ансамбль дирижёра и органиста К. Комзака, в 1862-1871 играл в оркестре пражского Временного театра, где участвовал в премьерах опер Б. Сметаны. Первое крупное сочинение Дворжака - Струнный квинтет а-moll op. 1 (1861). Первое публичное исполнение произведений Дворжака (песни на слова Э. Красногорской и К. Я. Эрбена для голоса с фортепиано) состоялось лишь через 10 лет. С 1873 Дворжак давал уроки музыки детям промышленника и мецената Я. Неффа, в доме которого познакомился с Л. Яначеком (впоследствии стал его близким другом); в 1874-77 служил органистом в церкви Святого Адальберта Пражского. В течение 5 лет получал стипендию Австрийского министерства культуры и образования (её назначению способствовали И. Брамс и Э. Ганслик).
Реклама
Ранние произведения Дворжака отмечены влиянием музыки венских классиков, Р. Вагнера (особенно опера «Альфред», 1870). Поиски собственного стиля, самобытной славянской интонационности относятся к 1870-м годам, когда Дворжак завершил 2-ю редакцию (с новой музыкой) оперы «Король и угольщик» (премьера - 1874, Временный театр), написал патриотический гимн «Наследники Белой горы» для хора и оркестра на стихотворение В. Галека (1872), одноактную комическую оперу «Упрямцы» (1874), симфонии Es-dur (1873), d-moll (1874), F-dur (1875), фортепианный квинтет А-dur, Ноктюрн для струнного оркестра (оба 1872), серенаду для струнного оркестра Е-dur ор. 22, струнный квинтет G-dur (оба 1875), несколько струнных квартетов. «Моравские дуэты» для сопрано и альта с фортепиано ор. 29 и 32 (на народные тексты, 1876) высоко оценил И. Брамс, рекомендовавший произведения Дворжака для печати музыкальному издателю Ф. Зимроку (знакомство композиторов состоялось в 1878 в Вене). В 1878 сразу в двух пражских театрах прошли премьеры оперы «Хитрый крестьянин», созданы 3 Славянские рапсодии для оркестра (D-dur, g-moll, А-dur), серенада для смешанного камерного состава ор. 44 (d-moll), 1-й цикл Славянских танцев - самых популярных, национально-характерных сочинений Дворжака (первоначально для фортепиано в 4 руки, позднее для оркестра, переложения для различных составов; 2-й цикл -1887).
В 1880-е годы к Дворжаку пришла мировая слава. Осуществлялись постановки его опер «Упрямцы» (1881), «Димитрий» (либретто М. Червинковой-Ригровой на сюжет из русской истории, 1882, обе - Новый чешский театр, Прага), «Хитрый крестьянин» (1882, Дрезден; 1883, Гамбург; 1885, Вена). В 1884-96 Дворжак гастролировал в Англии с авторскими концертами, в 1888 встретился в Праге с П. И. Чайковским, по его приглашению приезжал в Москву и Санкт-Петербург в 1890 (дирижировал своими сочинениями на концертах ИРМО). Выдающиеся произведения этих лет - кантата «Свадебные рубашки» (по К. Я. Эрбену, 1884), «Цыганские мелодии» для голоса с фортепиано (1880), «Юмореска» для фортепиано (1884), фортепиано трио - f-moll ор. 65 (1883) и «Думки» (1891). С 1891 года профессор, с 1901 директор Пражской консерватории, (среди учеников - Й. Сук, О. Недбал, В. Новак). В 1892-95 по договору с американской меценаткой Ж. Тербер возглавлял Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Пребывание в США оказалось для Дворжака плодотворным: были написаны 9-я симфония е-moll («Из Нового Света», 1893), струнный квартет F-dur («Американский», 1893; в обоих сочинениях воссозданы некоторые характерные интонации афроамериканского и индейского музыкального фольклора), струнный квинтет Es-dur (1893), концерт для виолончели с оркестром (1895); в 1895 впервые прозвучала его кантата «Американский флаг» (1892). По возвращении на родину в 1895 Дворжак активно включился в музыкальную жизнь. В 1898 и 1899 в Вене были исполнены его симфонические поэмы «Богатырская песнь» и «Голубка» под управлением Г. Малера; состоялись премьеры опер Дворжак «Якобинец» (2-я редакция, 1898), «Чёрт и Кача» (1899), «Русалка» (1901), «Армида» (1904), первой чешской оратории «Святая Людмила» (1901). Кульминацией творческих исканий композитора в оперном жанре стала «Русалка» (1901, Прага). Народно-сказочный сюжет, в котором нежная лирика переплетена с юмором и идиллическими картинами природы, идеально соответствовал стилю Дворжака.
В творчестве Дворжака позднеромантичная стилистика нашла выражение в изяществе, гибкости, изысканности и разнообразии музыкальных тем, мастерстве оркестрового колорита. Славянская мелодическая характерность сочетается в произведениях Дворжака с традиционными классико-романтичными приёмами тематической разработки в «немецких» формах (симфония, камерно-инструментальный ансамбль). Особое место в его творчестве занимает католическая церковная музыка: Stabat Mater (1877, одно из самых трагических его произведений, написание которого совпало с почти одновременной смертью дочери и сына), Псалом 149, Месса D-dur (1887), Реквием (1890), Те Deum (1892). Все эти сочинения написаны для традиционных составов, на традиционные латинские тексты, при этом насыщены чешскими народными интонациями.
Соч.: Souborné vydani. Praha, 1955-1990. Sv. 1-6.
Лит.: Sourek О. Dvorâk’s Werke: ein vollständiges Verzeichnis. В., 1917; idem. Zivot а dilo А. Dvoraka. Praha, 1954-1957. Sv. 1-4; Robertson А. Dvofäk. L., 1945. 2nd ed. L., 1964; Handschin J. Dvorak. Р., 1946; Бэлза И. А. Дворжак. М.; Л., 1949; Дворжак в письмах и воспоминаниях / Сост. О. Шоурек. М., 1964; Clapham J. А. Dvorâk, musician and craftsman. L., 1966; А. Дворжак. Сб. статей / Под редакцией Л. С. Гинзбурга. М., 1967; Berkovec J. А. Dvorak. Praha; Brat., 1968; Гулинская 3. А. Дворжак. М., 1973; Егорова В. Н. Симфонии Дворжака. М., 1979; она же. А. Дворжак. М., 1997; Dvofâk, Janâcek, and their time / Ed. R. Pecman. Brno, 1985; Dvorâk and his world / Ed. М. Beckerman. Princeton, 1993; Dvofäk-Studien / Hrsg. von К. Döge, Р. Jost. Mainz u.а., 1994; Doge К. А. Dvorak: Leben, Werke, Dokumente. 2. Aufl. Z., 1997; Burghauser J. А. Dvoräk: The- matickÿ katalog, bibliografie pfehled 2ivota а dila. Praha, 1996.
О. С. Лебедева.