Дюфи Рауль

ДЮФИ (Dufy) Рауль (3.6.1877, Гавр - 23.3.1953, Форкалькье, Прованс), французский живописец, график, мастер прикладного искусства. Учился в Художественной школе в Гавре (до 1897), где познакомился с Ж. Браком; затем в Школе изящных искусств в Париже (1900-01) у Л. Бонна. Ранние работы отмечены влиянием импрессионизма и постимпрессионизма («Сумерки в гаврском порту», 1904, Музей Кальве, Авиньон; «Пляж в Сент-Адресс», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). Под воздействием живописи А. Матисса примкнул к группировке фовистов; в работах этого периода заметно также влияние П. Сезанна - впечатления от натуры передаются обобщёнными формами и сгустками форсированного цвета. Специфической особенностью фовизма Дюфи был интерес к декоративным качествам цветовых плоскостей, наполняющих городскую среду: «Афиши в Трувилле» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «14 июля в Гавре. Улицы, украшенные флагами» (1906, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В живописи с 1909 года доминируют флоральные мотивы и ритмы переплетающихся арабесок («Заброшенный сад», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж). Дюфи исполнял также гравюры, книжные иллюстрации (для произведений Г. Аполлинера, А. Доде), а с 1912 года занялся росписями тканей, керамики, исполнением эскизов для шпалер (в 1941 работал совместно с Ж. Люрса).

Реклама

Дюфи (Dufy) РаульС начала 1920-х годов Дюфи жил преимущественно на юге Франции; путешествовал по Сицилии и Марокко, посетил Италию, в 1930-е годы Великобританию. К середине 1920-х годов сложился зрелый стиль Дюфи. Он предпочитал сюжеты, в которых раскрывалась праздничная сторона жизни (воскресные гулянья, регаты, скачки, концерты и т. п.). Благодаря высокой линии горизонта пространственные отношения приводятся к плоскости, картинное поле делится на отдельные цветовые зоны, поверх которых накладывается ажурный рисунок - деревья, постройки, фигурки людей словно парят в прозрачной спектральной среде. Лёгкая лазурь определяет тональность многих его полотен («Купальщицы в открытом море», 1925-27, Национальный музей современного искусства, Париж; «Морской праздник в Гавре», 1925, Городской музей современного искусства, Париж, и др.).

Дюфи занимался сценографией (пантомима «Бык на крыше» Д. Мийо, 1920, «Комедия Елисейских полей», Париж, и др.). Для Всемирной выставки 1937 в Париже Дюфи выполнил (совместно с братом, Жаном Дюфи, 1888-1964) крупномасштабное (60х10 м) панно «Фея электричества», в котором соединяются темы природы и истории, архитектурные мотивы и портреты учёных (ныне – Городской музей современного искусства, Париж). В поздний период творчества Дюфи писал преимущественно натюрморты и интерьеры, также лаконичные и изысканные работы, посвящённые музыке (серия «Скрипки» и картины-«посвящения» Ф. Шопену, И. С. Баху, В. А. Моцарту, К. Дебюсси).

Лит.; Lassaigne J. Dufy. Gen., 1954; Cogniat R. R. Dufy. Р., 1962; Костеневич А. Р. Дюфи. Л., 1977; R. Dufy le peintre, la décoration et la mode des années 1920-1930. (Cat.). Torino, 1995; Dufy. Les années 30. (Cat.). Р., 1997; Рérez-Tibi D. R. Dufy. Р., 1997.

В. А. Крючкова.